Можно ли регулировать обороты вентилятора диммером?
Схема подключения регулятора вентилятора
Октябрь 4, 2014
14615 просмотров
Нередко в домашнем хозяйстве требуется установка регулятора скорости вращения вентилятора. Сразу следует отметить, что обычный диммер для регулировки яркости освещения не подойдет для вентилятора.
Современному электродвигателю, особенно асинхронному, важно иметь на входе правильной формы синусоиду, но обычные диммеры для освещения искажают ее довольно сильно.
Для эффективной и правильной организации регулировки скорости вентиляторов необходимо:
- Использовать специальные регуляторы, предназначенные для вентиляторов.
- Учитывайте, что эффективно и безопасно регулировке поддаются только специальные модели асинхронных электромоторов, поэтому перед покупкой узнавайте из технических характеристик о возможности регулировки числа оборотов методом понижения напряжения.
Способы регулировки скорости вращения бытовых вентиляторов
Существует достаточно много различных способов регулировки частоты вращения вентилятора, но практически применяются в домашних условиях только два из них. В любом случае Вы сможете только понизить число оборотов вращения двигателя только ниже максимально возможной по паспорту к устройству.
Разогнать электродвигатель возможно только с использованием частотного регулятора, но он не применяется в быту, потому что у него высокая как собственная стоимость, так и цена на услугу по его установке и наладке. Все это делают использование частотного регулятора не рациональным в домашних условиях.
К одному регулятору допускается подключение нескольких вентиляторов, если только их суммарная мощность не будет превышать величину номинального тока регулятора. Учитывайте при выборе регулятора, что пусковой ток электродвигателя в несколько раз выше рабочего.
Способы регулировки вентиляторов в быту:
- С использованием симисторного регулятора скорости вентилятора- это самый распространенный способ, позволяющий постепенно увеличивать или уменьшать скорость вращения в пределах от 0 до 100 %.
- Если электродвигатель вентилятора на 220 Вольт оборудован термозащитой (защитой от перегрева), тогда для управления оборотами применяется тиристорный регулятор.
- Наиболее эффективным методом регулировки скорости вращения электродвигателя является применение моторов с несколькими выводами обмоток. Но многоскоростные электродвигатели в бытовых вентиляторах Я пока не встречал. Но В интернете можно найти схемы подключения для них.
Очень часто электродвигатель гудит на низких оборотах при использовании первых двух методов регулировки- старайтесь не эксплуатировать долго вентилятор в таком режиме. Если снять крышку, то при помощи находящегося под ней специального регулятора, Вы сможете, его вращая, установить нижний предел частоты вращения мотора.
Схема подключения симисторного или тиристорного регулятора скорости вентилятора
Практически во всех регуляторах стоят внутри плавкие ставки, защищающие их от токов перегрузки или короткого замыкания, при возникновении которых она перегорает. Для восстановления работоспособности необходимо будет заменить или отремонтировать плавкую ставку.
Подключается регулятор довольно просто, как обычный выключатель. На первый контакт (с изображением стрелки) подключается фаза от электропроводки квартиры. На второй (с изображением стрелки в обратном направлении) при необходимости подключается прямой вывод фазы без регулировки.
Он используется для включения, например дополнительно освещения при включении вентилятора. На пятый контакт (с изображением наклонной стрелки и синусоиды) подключается фаза, отходящая на вентилятор.
При использовании такой схемы необходимо использовать для подключения распределительную коробку, с которой Ноль и при необходимости Земля заводятся напрямую на вентилятор, минуя сам регулятор, для подключения которого понадобится всего-то 2 провода.
Но если распределительная коробка электропроводки находится далеко, а сам регулятор стоит рядом с вентилятором, тогда рекомендую использовать вторую схему. На регулятор приходит кабель электропитания, а затем с него уходит сразу на вентилятор. Фазные провода подключаются аналогично. А 2 нуля садятся на контакты № 3 и № 4 в любой последовательности.
Подключение регулятора скорости вращения вентилятора довольно просто сделать и своими руками, не вызывая специалистов. Обязательно изучите и всегда соблюдайте правила электробезопасности- работайте только на обесточенном участке электропроводки.
Источник: http://jelektro.ru/vse-o-elektromontazhe/shema-reguljatora-ventiljatora.html
Как уменьшить скорость вентилятора вытяжки с помощью подключения вентилятора к выключателю
Вентилятор присутствует во многих видах бытовых приборов. В частности, в ванной комнате или туалете он нужен для быстрого удаления влажного воздуха через вытяжку.
Естественная вентиляция в старых домах чаще всего работает недостаточно интенсивно, потому что разрабатывалась она с учетом установки деревянных окон (современные стеклопакеты не пропускают воздух). Чтобы наладить проветривание в квартире, устанавливают вытяжные вентиляторы.
А для того, чтобы это устройство прослужило долго, изобретен специальный регулятор, способный снизить или увеличить скорость вращения пластин.
Виды и особенности устройства
По типу конструкции выделяют 2 вида вентилятора:
- Осевой. Здесь имеется двигатель с внешним ротором. К нему прикрепляется крыльчатка. Перемещение воздушных масс совпадает с осью ротора. Этот тип вентилятора имеет преимущество – компактность. Производительность же у него средняя. Подходит для маленьких и средних комнат. То есть, место монтажа вентилятора не должно быть дальше, чем 2 метра от вентиляционного выхода.
- Радиальный (центробежный). Здесь пластины крепятся к специальному кольцу. Воздух поступает на устройство с фронтальной стороны, а выходит сбоку под прямым углом. В отличие от осевого, радиальный вентилятор более производительный. Монтируется в больших помещениях, площадью более 12 кубических метров.
Виды вытяжных вентиляторов
Для ванной комнаты в основном выбирают осевой вид, потому что мало кто может похвастаться просторной площадью в этом помещении. Стоимость таких приборов небольшая. Вентилятор хорошо справляется со своей задачей, если расстояние до вентиляционного выхода подобрано правильно. Но если оно превышает максимальное значение – 2 метра, то стоит рассмотреть радиальный вариант прибора.
Вытяжные вентиляторы классифицируются также по тому, как конструкция была установлена. Монтаж может производится:
- на стену;
- на потолок;
- и на стену, и на потолок (нужно выбрать куда);
- в вентиляционный канал.
Характеристика канального типа требует особого внимания. Такие приборы монтируются в разрыв вентиляционного канала. Используется, когда имеется лишь один канал, а подключить к нему нужно больше комнат. Однако это не означает, что его нельзя приобретать и при подключении одного помещения.
Канальный вытяжной вентилятор
Выбор в сторону канального вентилятора делают в редких случаях, потому что процесс дольше, и дальнейшее обслуживание (чистка, замена) затруднительны. Это не относится к частным домам, потому что там его можно проложить на чердаке, что значительно облегчает задачу.
Зачем регулировать скорость
Регулятор скорости (контроллер скорости) – устройство, функцией которого является снижение и увеличение количества оборотов вытяжного вентилятора. Это обеспечивается изменением напряжения, которое подается на прибор. Для работы он должен подсоединятся к вентилятору по особой схеме (о ней поговорим позже).
Вентилятор по специфике своего устройства всегда работает на полной мощности, что существенно влияет на срок его службы в меньшую сторону – происходит быстрое изнашивание элементов и их поломка.
Важно! Работа «на максимуме» не только приводит к быстрой поломке, но и сильно потребляет электроэнергию.
Поэтому полезно знать, как уменьшить скорость оборотов вентилятора вытяжки для увеличения эксплуатационного срока оборудования.
Помимо повышения износостойкости, вентилятор с контроллером начинает дуть тише, электроэнергия потребляется в меньшей степени.
Основные виды регуляторов
Разделить все контроллеры можно по принципу регулирования:
- Трансформаторный регулятор скорости. Предназначен для мощных вентиляторов. Двигатель – одно- или трехфазный. Снижение скорости происходит плавно и может осуществляться на нескольких приборах одновременно.
- Электронный регулятор скорости
- Тиристорный регулятор скорости. Предотвращает перегревание корпуса, эффективно работает в однофазном оборудовании.
- Частотный регулятор скорости.
- Симисторный регулятор скорости. Наиболее распространен. Способен охватить не один, а сразу несколько двигателей. Очень важно, чтобы показатель тока не превышал предельное значение, большинство моделей – бесшумные.
- Частотный регулятор скорости. Эти модели могут применяться исключительно в диапазоне от 0 до 480 Вольт. Подходит для 3-фазных двигателей с мощностью не выше 75000 Вт.
Особенности использования приборов
Сначала нужно разобраться в общем принципе работы. Она направлена на изменение мощности воздушного потока и влияет воздухообмен в целом. Управление скоростью достигается одним из способов:
- изменением поступающего на обмотку напряжения;
- изменением частоты тока.
На практике всегда используют приборы первого типа, потому что основанный на изменении частоты регулятор порой стоит дороже самого вентилятора. Такое приобретение в дальнейшем не оправдывается какими-то преимуществами.
Как ни странно, но применение контроллеров очень широко: промышленное оборудование, общественные места (рестораны, спортивные залы, офис). Везде, где нужна интенсивная вентиляция и ее регулирование.
Управление может быть механическое и автоматическое. Управление механическое производится с помощью специального колесика, позволяющего как ступенчато, так и плавно снизить обороты вентилятора вытяжки. Такой способ управления характерен для симисторных моделей.
Правила подключения контроллера
Разберемся, как подключить регулятор в зависимости от его вида.
Начнем с самых распространенных видов – симисторного и тиристорного. Их монтаж очень прост. Если имеется нужная схема, любой человек сможет по ней сориентироваться (см. ниже). Регулирование осуществляется за счет блока управления. У каждой модели есть своя мощность – большего напряжения она не сможет выдержать.
Схема подключения симисторного и тиристорного контроллеров
Важно! У двигателя вытяжного вентилятора должна присутствовать защита от перегрева.
Второй тип – трансформаторный. Напряжение на входе составляет 230 Вольт. У обмотки есть некоторое количество ответвлений. Для снижения напряжения к ним необходимо подключить нагрузку. После того, как напряжение уменьшилось, потребление энергии становится ниже. Переключатель позволяет подключить мотор к нужному участку обмотки, и тогда происходит смена напряжения.
Схема подключения трансформаторного типа
Если рассматривать модели электронного принципа действия, схема подключения будет иная. Здесь с помощью моделирования импульсов напряжение изменяют плавно. Чем длина импульсов больше и время паузы меньше, тем напряжение выше, и наоборот – короткие импульсы с длинными паузами свидетельствуют о низком напряжении.
Схема моделей электронного принципа действия
Если у вентилятора присутствует таймер, то он работает по другому принципу – освещение включается вместе с вентилятором. После выключения света прибор продолжает работать определенное время. Схема и пример подключения вытяжного вентилятора с таймером на картинке ниже.Схема подключения вытяжного вентилятора с таймером
В распределительную коробку протаскивается питающий кабель (ФЗН), от нее до выключателя проводится двужильный кабель. Тройной провод к источнику освещения, а к вентилятору подключаются 4 провода. Теперь нужно сделать их соединение в питающей коробке.
Берется провод синего цвета, который проводится к светильнику, и синий провод, который идет к N-контакту. Они зачищаются и скручиваются между собой. Далее нужно взять, зачистить фазовый провод, коричневый от выключателя и коричневый от вытяжного вентилятора (L-контакт) и скрутить эти 3 провода между собой.
Далее берем желтый-питающий, желтый от светильника, желтый от вентилятора с заземлением контакта – зачищаем и скручиваем.
Коричневый от светильника, дополнительный с LT-контакта (питание таймера), синий двужильный, идущий к выключателю, скручиваются между собой.
Следующим шагом – паяние и опрессовывание проводов, изоляция и укладка их в коробку. Есть множество вариантов соединения, но описанный – самый популярный и проверенный временем. Заключительный этап – подача напряжения и проверка функциональности схемы.
Регулятор: сборка своими руками
Уделив час-два свободного времени, можно соорудить регулятор самостоятельно. Понадобится:
- резистор (далее – Р);
- переменный резистор (далее – ПР);
- транзистор (далее – Т).
База Т припаивается к серединному контакту ПР, коллектор – к стороннему выходу. К обратному краю ПР нужно присоединить резистор с сопротивлением 1000 ОМ. Второй выход Р припаивается к эмиттеру Т.
Сборка регулятора
Осталось присоединить провод вводного напряжения к Т (он уже сцеплен с крайним выходом ПР). Выход «+» припаивается к эмиттеру ПР.
Чтобы проверить, как работает самодельный регулятор, потребуется вентилятор. Его плюсовой провод соединяется с проводом, идущим от эмиттера. Провод выводного напряжения подсоединяется к блоку питания.
Минусовой провод нужно подсоединить напрямую. Для проверки крутим колесико ПР и наблюдаем за тем, как меняется количество оборотов.Конструкция безопасна (минусовой провод подключается напрямую) – если произойдет замыкание в контроллере, с вентилятором ничего не случится.
Процесс проверки выглядит примерно так:
Проверка регулятора
При желании можно синхронизировать контроллер сразу с двумя вентиляторами, как показано на схеме:
Синхронизация контроллера с двумя вентиляторами
Установка не отнимает много времени, особенно если работать по готовым схемам. Главное – правильно выбрать устройство под помещение. Не стоит жалеть о потраченных деньгах, ведь чистый воздух важнее. Тем более, всегда можно сэкономить, смастерив регулятор самостоятельно.
Источник: https://TechnoSova.ru/klimaticheskaja-tehnika/ventiljator/obzor-kak-podkljuchit-vytjazhnoj-ventiljator-i-umenshit-skorost/
Управление скоростью вращения однофазных двигателей
Однофазные асинхронные двигатели питаются от обычной сети переменного напряжения 220 В.
Наиболее распространённая конструкция таких двигателей содержит две (или более) обмотки – рабочую и фазосдвигающую. Рабочая питается напрямую, а дополнительная через конденсатор, который сдвигает фазу на 90 градусов, что создаёт вращающееся магнитное поле. Поэтому такие двигатели ещё называют двухфазные или конденсаторные.
Регулировать скорость вращения таких двигателей необходимо, например, для:
- изменения расхода воздуха в системе вентиляции
- регулирования производительности насосов
- изменения скорости движущихся деталей, например в станках, конвеерах
В системах вентиляции это позволяет экономить электроэнергию, снизить уровень акустического шума установки, установить необходимую производительность.
Способы регулирования
Рассматривать механические способы изменения скорости вращения, например редукторы, муфты, шестерёнчатые трансмиссии мы не будем. Также не затронем способ изменения количества полюсов обмоток.
Рассмотрим способы с изменением электрических параметров:
- изменение напряжения питания двигателя
- изменение частоты питающего напряжения
Регулирование напряжением
Регулирование скорости этим способом связано с изменением, так называемого, скольжения двигателя – разностью между скоростью вращения магнитного поля, создаваемого неподвижным статором двигателя и его движущимся ротором:
S=(n1-n2)/n2
n1 – скорость вращения магнитного поля
n2 – скорость вращения ротора
При этом обязательно выделяется энергия скольжения – из-за чего сильнее нагреваются обмотки двигателя.
Данный способ имеет небольшой диапазон регулирования, примерно 2:1, а также может осуществляться только вниз – то есть, снижением питающего напряжения.
При регулировании скорости таким способом необходимо устанавливать двигатели завышенной мощности.
Но несмотря на это, этот способ используется довольно часто для двигателей небольшой мощности с вентиляторной нагрузкой.
На практике для этого применяют различные схемы регуляторов.
Автотрансформаторное регулирование напряжения
Автотрансформатор – это обычный трансформатор, но с одной обмоткой и с отводами от части витков. При этом нет гальванической развязки от сети, но она в данном случае и не нужна, поэтому получается экономия из-за отсутствия вторичной обмотки.
На схеме изображён автотрансформатор T1, переключатель SW1, на который приходят отводы с разным напряжением, и двигатель М1.
Регулировка получается ступенчатой, обычно используют не более 5 ступеней регулирования.
Преимущества данной схемы:
- неискажённая форма выходного напряжения (чистая синусоида)
- хорошая перегрузочная способность трансформатора
Недостатки:
- большая масса и габариты трансформатора (зависят от мощности нагрузочного мотора)
- все недостатки присущие регулировке напряжением
Тиристорный регулятор оборотов двигателя
В данной схеме используются ключи – два тиристора, включённых встречно-параллельно (напряжение переменное, поэтому каждый тиристор пропускает свою полуволну напряжения) или симистор.
Схема управления регулирует момент открытия и закрытия тиристоров относительно фазового перехода через ноль, соответственно “отрезается” кусок вначале или, реже в конце волны напряжения.
Таким образом изменяется среднеквадратичное значение напряжения.
Данная схема довольно широко используется для регулирования активной нагрузки – ламп накаливания и всевозможных нагревательных приборов (так называемые диммеры).
Ещё один способ регулирования – пропуск полупериодов волны напряжения, но при частоте в сети 50 Гц для двигателя это будет заметно – шумы и рывки при работе.Для управления двигателями регуляторы модифицируют из-за особенностей индуктивной нагрузки:
- устанавливают защитные LRC-цепи для защиты силового ключа (конденсаторы, резисторы, дроссели)
- добавляют на выходе конденсатор для корректировки формы волны напряжения
- ограничивают минимальную мощность регулирования напряжения – для гарантированного старта двигателя
- используют тиристоры с током в несколько раз превышающим ток электромотора
Достоинства тиристорных регуляторов:
- низкая стоимость
- малая масса и размеры
Недостатки:
- можно использовать для двигателей небольшой мощности
- при работе возможен шум, треск, рывки двигателя
- при использовании симисторов на двигатель попадает постоянное напряжение
- все недостатки регулирования напряжением
Стоит отметить, что в большинстве современных кондиционеров среднего и высшего уровня скорость вентилятора регулируется именно таким способом.
Транзисторный регулятор напряжения
Как называет его сам производитель – электронный автотрансформатор или ШИМ-регулятор.
Изменение напряжения осуществляется по принципу ШИМ (широтно-импульсная модуляция), а в выходном каскаде используются транзисторы – полевые или биполярные с изолированным затвором (IGBT).
Выходные транзисторы коммутируются с высокой частотой (около 50 кГц), если при этом изменить ширину импульсов и пауз между ними, то изменится и результирующее напряжение на нагрузке. Чем короче импульс и длиннее паузы между ними, тем меньше в итоге напряжение и подводимая мощность.
Для двигателя, на частоте в несколько десятков кГц, изменение ширины импульсов равносильно изменению напряжения.
Выходной каскад такой же как и у частотного преобразователя, только для одной фазы – диодный выпрямитель и два транзистора вместо шести, а схема управления изменяет выходное напряжение.
Плюсы электронного автотрансформатора:
- Небольшие габариты и масса прибора
- Невысокая стоимость
- Чистая, неискажённая форма выходного тока
- Отсутствует гул на низких оборотах
- Управление сигналом 0-10 Вольт
Слабые стороны:
- Расстояние от прибора до двигателя не более 5 метров (этот недостаток устраняется при использовании дистанционного регулятора)
- Все недостатки регулировки напряжением
Частотное регулирование
Ещё совсем недавно (10 лет назад) частотных регуляторов скорости двигателей на рынке было ограниченное количество, и стоили они довольно дорого. Причина – не было дешёвых силовых высоковольтных транзисторов и модулей.
Но разработки в области твердотельной электроники позволили вывести на рынок силовые IGBT-модули. Как следствие – массовое появление на рынке инверторных кондиционеров, сварочных инверторов, преобразователей частоты.
На данный момент частотное преобразование – основной способ регулирования мощности, производительности, скорости всех устройств и механизмов приводом в которых является электродвигатель.
Однако, преобразователи частоты предназначены для управления трёхфазными электродвигателями.
Однофазные двигатели могут управляться:
- специализированными однофазными ПЧ
- трёхфазными ПЧ с исключением конденсатора
Преобразователи для однофазных двигателей
В настоящее время только один производитель заявляет о серийном выпуске специализированного ПЧ для конденсаторных двигателей – INVERTEK DRIVES.
Это модель Optidrive E2
Для стабильного запуска и работы двигателя используются специальные алгоритмы.
При этом регулировка частоты возможна и вверх, но в ограниченном диапазоне частот, этому мешает конденсатор установленный в цепи фазосдвигающей обмотки, так как его сопротивление напрямую зависит от частоты тока:
Xc=1/2πfC
f – частота тока
С – ёмкость конденсатора
В выходном каскаде используется мостовая схема с четырьмя выходными IGBT транзисторами:
Optidrive E2 позволяет управлять двигателем без исключения из схемы конденсатора, то есть без изменения конструкции двигателя – в некоторых моделях это сделать довольно сложно.Преимущества специализированного частотного преобразователя:
- интеллектуальное управление двигателем
- стабильно устойчивая работа двигателя
- огромные возможности современных ПЧ:
- возможность управлять работой двигателя для поддержания определённых характеристик (давления воды, расхода воздуха, скорости при изменяющейся нагрузке)
- многочисленные защиты (двигателя и самого прибора)
- входы для датчиков (цифровые и аналоговые)
- различные выходы
- коммуникационный интерфейс (для управления, мониторинга)
- предустановленные скорости
- ПИД-регулятор
Минусы использования однофазного ПЧ:
- ограниченное управление частотой
- высокая стоимость
Использование ЧП для трёхфазных двигателей
Стандартный частотник имеет на выходе трёхфазное напряжение. При подключении к ему однофазного двигателя из него извлекают конденсатор и соединяют по приведённой ниже схеме:
Геометрическое расположение обмоток друг относительно друга в статоре асинхронного двигателя составляет 90°:
Фазовый сдвиг трёхфазного напряжения -120°, как следствие этого – магнитное поле будет не круговое , а пульсирующее и его уровень будет меньше чем при питании со сдвигом в 90°.
В некоторых конденсаторных двигателях дополнительная обмотка выполняется более тонким проводом и соответственно имеет более высокое сопротивление.
При работе без конденсатора это приведёт к:
- более сильному нагреву обмотки (срок службы сокращается, возможны кз и межвитковые замыкания)
- разному току в обмотках
Многие ПЧ имеют защиту от асимметрии токов в обмотках, при невозможности отключить эту функцию в приборе работа по данной схеме будет невозможна
Преимущества:
- более низкая стоимость по сравнению со специализированными ПЧ
- огромный выбор по мощности и производителям
- более широкий диапазон регулирования частоты
- все преимущества ПЧ (входы/выходы, интеллектуальные алгоритмы работы, коммуникационные интерфейсы)
Недостатки метода:
- необходимость предварительного подбора ПЧ и двигателя для совместной работы
- пульсирующий и пониженный момент
- повышенный нагрев
- отсутствие гарантии при выходе из строя, т.к. трёхфазные ПЧ не предназначены для работы с однофазными двигателями
Источник: https://MasterXoloda.ru/4/upravlenie-skorostyu-vrashheniya-odnofaznyh-dvigatelej
Схемы подключения и выбор регулятора скорости вращения вентилятора: обзор лучших моделей и их стоимость
Вентилятор очень часто используется во многих бытовых приборах. Чтобы этот аппарат прослужил долго, применяется регулятор скорости вращения вентилятора. Он помогает установить нужную скорость вращения лопастей. Этот прием снижает шум прибора и продлевает срок его службы.
Что из себя представляют регуляторы скорости вращения вентилятора?
Регулятор скорости (его еще называют контроллер) помогает снизить обороты, когда это необходимо, либо увеличить их. По существу, он изменяет напряжение, подающееся на устройство. Этот небольшого размера прибор подсоединяется к оборудованию по специальной схеме.
Зачем нужен?
Если вентилятор постоянно работает на максимальной мощности, это уменьшает срок его службы. Прибор быстро изнашивается и ломается.
Регулирование скорости не только снижает износ вентилятора, но и уменьшает потребление электроэнергии.
Функции регулятора скорости вращения:
- уменьшение износа механизмов,
- снижение шума,
- экономия электроэнергии.
Как работает: принцип действия и устройство
Принцип работы регулятора скорости состоит в том, чтобы изменять напряжение и частоту оборотов двигателя. Это влияет на воздухообмен и изменяет мощность воздушного потока.
Для управления скоростью могут использоваться разные методы:
- Изменение напряжения, подающегося на обмотку.
- Изменение частоты тока.
Второй метод почти не используется, так как частотные приводы очень дорого стоят, во много раз больше самого вентилятора, и не всегда целесообразно их приобретать. В основном, практикуется первый способ.
Виды регуляторов оборотов
По принципу регулирования скорости различают несколько видов регуляторов:
- трансформаторные,
- тиристорные,
- симисторные,
- частотные,
- электронные.
Тиристорные приборы защищают от перегрева и эффективны для однофазного оборудования.
Симисторный регулятор наиболее распространенный, он может охватывать даже не один, а несколько двигателей. Главное, чтобы величина тока не превышала предельную величину.
Частотные модели могут быть использованы в любых пределах от 0 до 480 В, их применяют для трехфазных двигателей вентиляторов мощностью до 75 кВт.
Трансформаторные регуляторы применяются для более мощных вентиляторов. Они однофазные или трехфазные, позволяют плавно снижать скорость оборотов, могут регулировать несколько вентиляторов.Рассмотрим схемы подключения различных регуляторов.
Самым распространенным прибором является симисторный или тиристорный контроллер. Его можно подключить самостоятельно, используя схему. Каждый из тиристоров уменьшает напряжение. Регулировка производится при помощи блока управления. Мощность прибора ограничена, большого напряжения он не выдерживает.
Важные моменты:
- Двигатель вентилятора должен иметь защиту от перегрева.
- Нельзя использовать в качестве регуляторов диммеры от осветительных приборов.
Трансформаторный регулятор имеет следующий принцип работы:
На входе — питающее напряжение 220 В. Обмотка имеет несколько ответвлений, к которым подключается нагрузка, и тогда напряжение уменьшается. При понижении напряжения снижается и потребление электроэнергии. С помощью переключателя мотор подключается к нужной части обмотки и тогда напряжение меняется.
Трансформатор с электронным управлением работает по другой схеме. Он имеет транзисторную схему, и, модулируя импульсы, может менять напряжение плавно. Чем короче импульсы и длиннее паузы между ними, тем меньше напряжение.
Ступенчатый трансформаторный регулятор
В работе этого прибора используется трансформатор. Это обычный трансформатор, только у него одна обмотка и от части витков есть отводы.
Управление регулятора осуществляется путем ступенчатого изменения напряжения. На низких скоростях уровень шума понижен.
Обычно используется пять ступеней напряжения, то есть вентилятор будет иметь пять скоростей вращения. Такой регулятор можно использовать и для реверсивных вентиляторов, и для нескольких аппаратов одновременно. Максимальная мощность вентилятора должна быть не более 80 Вт.
Переключение скоростей можно сделать автоматическим, если подключить таймер или датчики температуры и влажности.
Эти модели относятся к разряду наиболее надежных и мощных. По цене это наиболее дорогой прибор. Он имеет небольшие габариты и вес.
Работает такой регулятор по принципу широтно-импульсной модуляции. Изменения импульсов и пауз между ними дает изменение напряжения и, соответственно, скорости вращения вентилятора.
Прибор имеет пониженный уровень шума, скорость оборотов может понижаться или повышаться ступенчато, в соответствии с понижением или повышением напряжения.
Автотрансформатор может использоваться и на производстве, где стоят более мощные вентиляторы. Он устойчив к перегрузкам и может использоваться в долговременной непрерывной работе.Это самые распространенные приборы для регулировки вращения вентиляторов. Они используются для однофазных вентиляторов переменного тока. Тиристорный контроллер изменяет скорость вращения в большую или меньшую сторону в зависимости от изменения напряжения. Может быть установлен в приборах, где есть защита от перегрева.
Симисторный регулятор — это разновидность тиристорного. В нем используется симистор, который равен двум параллельно включенным тиристорам. Приборы могут применяться как для переменного, так и для постоянного тока. Скорость регулирования — от минимально необходимого напряжения до 220 В.
Чаще всего в бытовых приборах используются именно эти регуляторы.
Они имеют небольшой размер и плавно переключают скорость, имеют простую конструкцию. К недостаткам можно отнести повышенный шум и небольшой срок службы.
Трансформаторные и автотрансформаторные
- ELICENT RVS/R 3V-0,5A
Пятиступенчатый регулятор высокой степени надежности. Выполнен из высококачественных материалов. Напряжение изменяется ступенчато, что дает возможность так же изменять скорость и экономить электроэнергию. Максимальная мощность — 300 Вт, вес — 1,5 кг, производитель — Италия. Цена — 2800 руб.
- Реверсивный ELICENT RVS/R 5V-0,5A
Пятиступенчатый реверсивный регулятор. Выполнен по новейшим технологиям из материалов высокого качества. Отличается надежностью и долговечностью. Используя этот прибор, вы можете увеличивать или уменьшать его мощность, что дает возможность значительной экономии энергии. Максимальная мощность — 300 Вт, вес — 1,5 кг, напряжение — до 230 В. Цена — 2800 рублей.
- Westinghouse RWC-14-х ступенчатый
Нереверсивный универсальный регулятор вращения имеет следующие функции: включение/выключение вентилятора, четыре возможных режима скорости. Подходит для всех моделей вентиляторов Westinghouse. Изготовлен из пластика, гарантия производителя — 2 года. Цена — 2150 рублей.
- R-E-2G 230B,2A
Трансформаторный 5-ступенчатый регулятор может работать при максимальном напряжении до 230 В, рабочий ток — 2А. К несомненным преимуществам этого устройства можно отнести наличие встроенной лампы сигнализации, а также возможность автоматического включения прибора после отказа сети. Вес — 2,2 кг, производитель — Германия. Цена — 6100 рублей.
VENTS PC-1-400
Данная модель отличается высокой эффективностью и надежностью. Изготовлен из белого прочного пластика. Регулировка производится ручкой управления от минимального до максимального значения. Максимальное напряжение — 230 В, номинальный ток — 1,8 А. От перегрузки защищен плавким предохранителем. Цена — 1800 рублей.
Тиристорные и симисторные
- СРМ2, 2А
Симисторный регулятор скорости вращения предназначен для плавного изменения скорости однофазных асинхронных двигателей. Регулирование возможно от минимального значения напряжения, при котором вентилятор начинает вращаться, до 220 В. Имеет предохранитель, защищающий от перегрузки. Для снижения шума от двигателя установлен сглаживающий конденсатор. Цена — 3943 рубля.
SRE-2,5
Однофазный тиристорный регулятор скорости предназначен для плавного переключения скорости вентилятора со встроенной термозащитой. Изготовлен из качественного АБС-пластика, устойчивого к ультрафиолетовым лучам. Производитель — Дания. Напряжение может меняться от 0 до 230 В. Регулирование производится вручную. Цена — 2061 рубль.
Systemair MTY REE 1
Этот аппарат предназначен для ручного регулирования скорости вентилятора и расхода воздуха, для двигателей с постоянной мощностью. Преимуществом этой модели является возможность как открытого, так и скрытого монтажа.
Имеет защиту от брызг и может быть установлен, например, в ванной комнате. Может быть подключено несколько приборов, при условии, что суммарный ток не превышает номинального значения. Масса — 0,25 кг. Мощность — до 230 В.
Цена — 2858 рублей.
- ELICENT R-10 BUILT-IN-1A
Однофазный тиристорный регулятор скорости итальянского производителя. Предназначен для плавного регулирования скорости вентилятора. Выполнен из высококачественных материалов.
Несомненные плюсы этого прибора — возможность наружного и встраиваемого монтажа, специальная защитная крышка, имеется конденсатор точной настройки для управления вентилятором на минимальной скорости.
Напряжение — 230 В. Цена — 1600 рублей.
Какого производителя и какой тип лучше выбрать: ТОП-3
Из вышеперечисленных моделей можно выделить некоторые, как имеющие какие-то отличительные особенности.
- R-E-2G 230B,2A. Модель трансформаторного регулятора производства Германии. Высокая стоимость (от 6100 рублей) оправдана некоторыми преимуществами перед другими устройствами. Прибор имеет лампу сигнализации, которая показывает, что он включен или выключен. Можно подключить к управлению один или несколько вентиляторов. Включается автоматически при отключении сети.
- Systemair MTY REE 1. Интересен тем, что имеет возможность универсального монтажа: как наружного, так и внутреннего. Также в этой модели предусмотрена защита от брызг, и он может быть установлен в ванной комнате. Стоимость — 2858 рублей, страна-производитель — Швеция.
- ELICENT R-10 BUILT-IN-1A.Этот регулятор имеет много дополнительных функций и невысокую цену (1600 рублей). Итальянский производитель предусмотрел возможность наружного и встраиваемого монтажа, наличие защитной крышки. Имеет специальный конденсатор для управления вентилятором на минимальной скорости.
Что учитывать при выборе устройства?
При выборе прибора следует учитывать некоторые особенности. Обязательно нужно, чтобы данный тип подходил к вашему вентилятору. Есть и другие моменты, которые нужно учесть.
- У некоторых регуляторов предусмотрена возможность подключения нескольких вентиляторов.
- Некоторые модели имеют дополнительные функции.
- Если электродвигатель вентилятора на 220 В имеет термозащиту, то нужно использовать тиристорный регулятор.
- Приобретая регулятор, посмотреть его технические характеристики, сравнить с другими моделями.
- Оценить размеры контроллера, его стоимость, способ монтажа.
Три лучших модели
- Systemair REE. Однофазный тиристорный регулятор шведского производителя пользуется большой популярностью. Допускается использование для нескольких вентиляторов, если общее напряжение не превышает номинального значения.
Прибор отличается качеством и надежностью, может устанавливаться как на поверхности, так и заподлицо. Стоимость — 4120 рублей.
- VENTS РС -1-300. Простой, надежный прибор. Отличается высокой эффективностью и точностью управления. Изготовлен из высококачественного пластика.
Для защиты от перегрузки контроллер имеет встроенный предохранитель. Невысокая стоимость также является одним из плюсов модели. Цена — 1500 рублей.
- RVS -1. Контроллер предназначен для плавного изменения скорости вращения осевых и канальных вентиляторов.
Преимущества этого прибора — невысокая цена, простое устройство, долговечный срок службы. Регулировка скорости осуществляется вручную. Цена — 1800 рублей.
Стоимость
Стоимость регулятора скорости вращения вентилятора будет зависеть от его параметров, технических характеристик, наличия дополнительных функций, а также страны-производителя.
Название модели | Стоимость, руб |
ELICENT RVS/R 3V-0,5A | 2800 |
Westinghouse RWC-14-х ступенчатый | 2150 |
R-E-2G 230B,2A | 6100 |
Реверсивный ELICENT RVS/R 5V-0,5A | 2800 |
VENTS PC-1-400 | 1800 |
СРМ2, 2А | 3943 |
Systemair MTY REE 1 | 2858 |
В москве
- Компания «Азбука ветра», Москва, ул.Стахановская 24/32Ас9, 7(495)725-52-12, azbukavetra@mail.ru
- Компания RUCLIMAT, Москва, ул.Дубнинская, д.83, 7(495)645-83-97, sale@ruclimat.ru
- Компания климатической техники «РусСтройИнжиниринг», Москва, ул.Большая Калитниковская, д.42, 7(495)780-99-10, info@rs-climat.ru
В санкт-петербурге
- Компания «Лисвент», Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, 212 к.8, 7(812)454-01-05, 9363605@mail.ru
- Компания «Циклон СПб», Санкт-Петербург, ул.Коллонтай, д.5, 7(812)932-72-96, shop@cyclonespb.ru
- Интернет-магазин «ТЭК», Санкт-Петербург, ул.Тамбасова, д.
12, офис 47, 7(812)642-80-05, teplo@teplo-spb.ru
Вентилятор используется во многих устройствах, он применяется и в бытовой, и в офисной технике, и в промышленности.
Такое устройство, как контроллер или регулятор скорости, может продлить срок службы оборудования, контролировать его, а также выбирать оптимальный режим работы.
Апр 13, 2018Т С
Источник: https://ventilsystem.ru/ventilyaciya/elementy/ventilyatory/regulyator-skorosti-ventilyatora.html
Можно ли диммером регулировать обороты двигателя
Регулятор скорости оборотов двигателя, а он же фактически регулятор напряжения, а он же реостат – нужен, чтоб уменьшить напряжение подаваемое на прибор, из-за этого притухнет накал лампочки, а электродвигатель уменьшит свои обороты.
Через которые и нужно будет подключить электроприбор, а уже при помощи этих приспособлений уменьшать проходящий к ним ток. Самый простой регулятор оборотов для электродвигателя, это обыкновенный лабораторный авто-трансформатор, которым можно путём понижения или повышения напряжения регулировать и частоту оборотов электродвигателя.
Этот метод был опробован мной на практике в промышленном цехе на станке у которого вышел из строя электронный регулятор оборотов двигателя, а нужна была плавная регулировка двигателя, станок требовал длительного ремонта, что влияло на весь выпуск продукции.
Вот я и придумал, что было под рукой, убрал вышедший из строя регулятор вообще исключил его из схемы и подключил в схему лабораторный авто-трансформатор, всё работало как в обычном режиме. Даже премию дали!
Поиск данных по Вашему запросу:
Схемы, справочники, даташиты:Обсуждения, статьи, мануалы:
Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Диммер или регулятор напряжения, мощности и оборотов коллекторного двигателя 2000W. Aliexpress
Схемы и обзор регуляторов оборотов электродвигателя 220В. Диммер для электродвигателя 220 вольт
Нередко в домашнем хозяйстве требуется установка регулятора скорости вращения вентилятора. Сразу следует отметить, что обычный диммер для регулировки яркости освещения не подойдет для вентилятора.
Современному электродвигателю, особенно асинхронному, важно иметь на входе правильной формы синусоиду, но обычные диммеры для освещения искажают ее довольно сильно.
Существует достаточно много различных способов регулировки частоты вращения вентилятора, но практически применяются в домашних условиях только два из них.
В любом случае Вы сможете только понизить число оборотов вращения двигателя только ниже максимально возможной по паспорту к устройству. К одному регулятору допускается подключение нескольких вентиляторов, если только их суммарная мощность не будет превышать величину номинального тока регулятора.
Учитывайте при выборе регулятора, что пусковой ток электродвигателя в несколько раз выше рабочего. Очень часто электродвигатель гудит на низких оборотах при использовании первых двух методов регулировки- старайтесь не эксплуатировать долго вентилятор в таком режиме.
Если снять крышку, то при помощи находящегося под ней специального регулятора, Вы сможете, его вращая, установить нижний предел частоты вращения мотора.
Практически во всех регуляторах стоят внутри плавкие ставки , защищающие их от токов перегрузки или короткого замыкания, при возникновении которых она перегорает.
Для восстановления работоспособности необходимо будет заменить или отремонтировать плавкую ставку.Подключается регулятор довольно просто, как обычный выключатель. На первый контакт с изображением стрелки подключается фаза от электропроводки квартиры. На второй с изображением стрелки в обратном направлении при необходимости подключается прямой вывод фазы без регулировки.
Он используется для включения, например дополнительно освещения при включении вентилятора. На пятый контакт с изображением наклонной стрелки и синусоиды подключается фаза, отходящая на вентилятор.
При использовании такой схемы необходимо использовать для подключения распределительную коробку, с которой Ноль и при необходимости Земля заводятся напрямую на вентилятор, минуя сам регулятор, для подключения которого понадобится всего-то 2 провода.
Но если распределительная коробка электропроводки находится далеко, а сам регулятор стоит рядом с вентилятором, тогда рекомендую использовать вторую схему. На регулятор приходит кабель электропитания, а затем с него уходит сразу на вентилятор.
Фазные провода подключаются аналогично. Подключение регулятора скорости вращения вентилятора довольно просто сделать и своими руками, не вызывая специалистов.
Обязательно изучите и всегда соблюдайте правила электробезопасности- работайте только на обесточенном участке электропроводки.
Почему электродвигатель вентилятора гудит, если сразу включить его регулятором на минимальных оборотах? Добрый вечер! При запуске электродвигатель потребляет большой ток, поэтому сразу при запуске необходимо установить максимальные обороты, а затем снижать скорость вращения до необходимой величины. Я бы ответил по другому. При запуске двигатель действительно потребляет большой пусковой ток, но не это причина запуска на максимальных оборотах.
Дело в том, что асинхронные двигатели при низких оборотах или когда ротор не вращается имеют совсем другой режим работы, по сути, режим короткого замыкания. Как известно или должно быть вам известно , индуктивное сопротивление состоит из активного и реактивного.
В двигателе, который вышел на нормальный режим преобладает реактивное сопротивление, оно же по сути, генерирует магнитное поле, которое создает электродвижущую силу.
В пусковой момент, или когда ротор двигателя не вращается, реактивного индуктивного сопротивления практически нет, остается только активное, а активное сопротивление всегда тратит электроэнергию только на нагрев и не несет никакой полезной нагрузки.
Следовательно, когда вы включаете двигатель на минимальных оборотах, токи очень маленькие, их недостаточно, чтобы развить эдс, способную начать раскручивать ротор двигателя, но то при этом переменный, что еще сильнее ухудшает положение, то есть, если бы ток был бы постоянный, то ЭДС была бы направлена строго в одну сторону, но поскольку ток переменный, то ЭДС меняет свое направление раз в секунду.
Именно это изменение направления в виде гула это ротор раз в секунду пытается крутиться в одну или в другую сторону мы и слышим в этот момент.
Если же это трехфазный двигатель, то недостаток напряжения, несмотря на создание кругового магнитного поля на самом деле треугольного, круговым оно называется, потому что ток в фазах как бы дополняет друг друга , напряжение переменное, то есть, раз в секунду оно равняется нулю, но есть еще и такое понятие, как противоЭДС.
Она препятствует ЭДС. И кстати, в двигателе нет электромеханических связей.
Электромеханика, это когда двигатель будет приводить в действие механизм, а когда ток катушки приводит в действие ротор, это происходит за счет электромагнитной работы. Добрый день! Вадим, здравствуйте.Ничего особо не изменится, кроме того, что вы будете разрывать не фазу, а ноль. А конкретно вентилятору это по барабану.
Переменный ток меняет свое значение с плюса на минус раз в секунду. А вращение вентилятора задается способом намотки и включением конденсатора. Если честно, сам задавался этим вопросом. Действительно не на всех вкладках работает этот поиск.
Скорее всего стоит какая-то защита по авторским правам.
Подключил диммер UNIVersaL для однофазной вытяжки, все регулирует, но на слишком малых оборотах гудит будто бы это какой то старый дроссель, без диммера, если приостановить самому вентиль такого гудения нету.
Можете порекомендовать что можно еще добавить чтобы небыло этого гудения мб конленсатор какой? Алекс, здравствуйте. Насколько я знаю, диммеры для регулирования асинхронных двигателей начинают работать с высоких оборотов, то есть диммер выключается в положении максимальных оборотов и включается тоже, по мере поворота регулятора скорость сбрасывается.
Так вот, если вы снимете крышку, то увидите там подстроечный резистор минимальных оборотов, его надо настроить так, чтобы гудения не было. Если вы хотите чтобы у вас все работало от самых минимально допустимых оборотов, вам надо брать частотный преобразователь, но, думаю, это будет слишком шикарно для вытяжки.
Конденсатор тут вряд ли поможет, скорее только ухудшит результат. Точнее не так, может быть и произойдет какое чудо невероятное, но в подавляющем большинстве случаев конденсатор только ухудшает ситуацию. Все разделы Контакты О нас.
Установка и подключение.
Учитывайте, что эффективно и безопасно регулировке поддаются только специальные модели асинхронных электромоторов, поэтому перед покупкой узнавайте из технических характеристик о возможности регулировки числа оборотов методом понижения напряжения.
Способы регулировки скорости вращения бытовых вентиляторов Существует достаточно много различных способов регулировки частоты вращения вентилятора, но практически применяются в домашних условиях только два из них.
Если электродвигатель вентилятора на Вольт оборудован термозащитой защитой от перегрева , тогда для управления оборотами применяется тиристорный регулятор.
Наиболее эффективным методом регулировки скорости вращения электродвигателя является применение моторов с несколькими выводами обмоток.
Но многоскоростные электродвигатели в бытовых вентиляторах Я пока не встречал. Но В интернете можно найти схемы подключения для них.Схема подключения симисторного или тиристорного регулятора скорости вентилятора Практически во всех регуляторах стоят внутри плавкие ставки , защищающие их от токов перегрузки или короткого замыкания, при возникновении которых она перегорает.
Установка вентилятора в ванной, туалете Схемы подключения вентилятора Ремонт вентилятора.
Источник: https://all-audio.pro/c7/manuali/mozhno-li-dimmerom-regulirovat-oboroti-dvigatelya.php