НАБОР ПО ИЗУЧЕНИЮ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Читать книгу «Сборник лабораторных работ по цифровым устройствам. Для колледжей» онлайн— М. Нсанов — Страница 1 — MyBook

НАБОР ПО ИЗУЧЕНИЮ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ISBN 978-5-4493-3877-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Если студент хочет действительно разбираться в цифровой микроэлектронике, то только теоретических знаний, полученных из учебников и лекций преподавателя, абсолютно недостаточно. Нужно не только знать теоретически, как должно работать цифровое устройство, но и посмотреть, как оно работает в реальности.

Для этого в курсе предмета «Цифровые устройства» (Цифровая микроэлектроника, Цифровая микросхемотехника) любого технического учебного заведения предусмотрено выполнение цикла лабораторных работ.

Данный Сборник лабораторных работ состоит из трех разделов:

1. Логические элементы. Здесь проводится исследование работы логических элементов и конкретных микросхем, содержащих эти логические элементы.

2. Комбинационные цифровые устройства (ЦУ). В этом разделе опять же с помощью конкретных микросхем исследуется работа устройств, которые не способны запоминать результаты выполненных операций: шифраторы, дешифраторы, сумматоры и многие другие.

3. Последовательностные ЦУ. На этом этапе выполняется исследование работы микросхем устройств, которые не только выполняют определенные операции, но и могут запоминать полученные результаты этих операций. К ним относятся: интегральные триггеры, регистры, счетчики, запоминающие устройства (ЗУ) и прочие.

Описание почти каждой лабораторной работы содержит:

– Предварительное задание, которое каждый студент должен выполнить до начала лабораторной работы.

– Порядок выполнения работы.

– Пример выполнения предварительного задания.

– Пример выполнения лабораторной работы с показом и объяснением результатов.

Здесь приведены лабораторные работы, которые выполняются на компьютерах с помощью программы Elektroniks Workbehch. Автор в курсе, что есть более новая версия этой программы под названием Multisim, но ничего принципиально нового там нет. Поэтому перерабатывать весь огромный накопленный материал под новую версию автор не видит смысла.

Описания работ составлены с учетом того, что все студенты достаточно свободно обязаны уметь работать с компьютерной программой Elektroniks Workbehch, так как на этой же программе выполнялись ранее лабораторные работы по электротехнике и электронике. Здесь следует иметь в виду, что указанная программа использует «Западные» стандарты (смотрите Введение из указанного в [Л1] учебника), а мы (в частности, Россия и Казахстан) применяем «восточные» стандарты.

Работы, которые выполняются на лабораторном стенде, приводить не имеет смысла, так как в учебных заведениях используются разные стенды.

Возможно, те, кто проявит интерес к данному труду, найдет (хотя бы в Интернете) нечто отдаленно похожее, но автор ни в коей мере не ориентировался на разработки других специалистов (хотя, конечно же, знакомился с ними), а только на наглядность и эффективность обучения студентов в отношении развития умений и навыков работы с цифровыми устройствами.

Настоящий Сборник изначально (еще во время работы автора в Алматинском колледже связи) задумывался применительно именно к специализации отрасли связи, но надеюсь, что он будет полезен при обучении студентов любых отраслей, где используется аппаратура цифровой микроэлектроники. Автор считает, что данный сборник будет особо полезен для преподавателей учебных заведений технической направленности, где изучается аппаратура цифровой микроэлектроники.

Необходимая теоретическая база для выполнения указанных здесь лабораторных работ приведена в учебнике: Нсанов М. А. Цифровые устройства. Электронная версия, издательство Ridero, 2018 [Л1], который имеется в продаже на Litres.ru, Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.

ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.

Кроме этого, студенты могут (и даже желательно) пользоваться другими учебниками и учебными пособиями по данному предмету.

Здесь приведено значительно больше лабораторных работ, чем положено по программе. Некоторые из них разработаны на перспективу, а также используются в качестве демонстрационного материала при изложении соответствующих тем.

Все приведенные здесь лабораторные работы поставлены и апробированы в течение около 20 лет в Алматинском колледже связи (АКС) и Алматинском Государственном колледже транспорта и коммуникаций (АГКТК). Оба колледжа являются старейшими и ведущими учебными заведениями Республики Казахстан соответствующего профиля и уровня, которые скоро будут праздновать свое 90-летие.

Если появятся какие-либо вопросы к автору, то можно непосредственно связаться с ним по адресу электронной почты: murat.nsanov@gmail.com.

Лабораторная работа №1
«Исследование работы ЦУ на логических элементах в статическом режиме»

Предварительное задание

Перед выполнением задания следует рассмотреть Пример 2 из §1.2 [Л1].

1. Записать название каждого логического элемента по их номерам в схеме.

Рядом с названием указать, какую операцию выполняет данный элемент.

2. Выполнить анализ работы заданной в соответствии со своим вариантом схемы в статическом режиме по заданным значениям входных сигналов: указать значения сигналов на входах и выходах всех элементов.

Для входных сигналов, указанных более мелким шрифтом – карандашом, более крупным шрифтом – ручкой.

Цели работы:

– обучающая: исследование работы цифрового устройства (ЦУ) на логических элементах, проверка результатов предварительного задания к данной работе;

– воспитательная: воспитание любви к выбранной профессии, сознательного отношения к учебе;

– развивающая: развитие логического мышления, памяти, способности принятия самостоятельных решений, умения делать выводы.

Литература:

1. Нсанов М. А. Цифровые устройства. Издательство Ridero, 2018.

2. Конспект.

Подготовка к работе:

1. Проработать теоретический материал [Л1, §§1.1, 1.2].

2. Знать ответы на контрольные вопросы.

3. Выполнить предварительное задание по своему варианту.

Оборудование: Персональный компьютер с программой исследования работы устройств электроники и микроэлектроники «Elektroniks Workbehch».

Порядок выполнения работы

1. Запустить программу исследования работы элементов и устройств электроники и микроэлектроники «Elektroniks Workbehch».

2. Собрать схему комбинационного ЦУ своего варианта из предварительного задания для данной лабораторной работы.

Новые приборы и элементы, которые появляются в этой работе:

3. Развернуть панель генератора (рис.1), где нужно указывать значения сигналов, которые будут подаваться на входы ЦУ.

4. В окошке Final (рис.1) печатается адрес последней нужной нам строки левой колонки.

В данном случае предварительное задание к этой лабораторной работе указывает два значения входных сигналов, поэтому потребуются две строки с адресами в шестнадцатиричном коде 0000 и 0001 (следующие строки имеют адреса 0002, 0003, …, 0009, 000A, 000B, 000C и т.д.). Следовательно, в окошке Final печатается адрес последней нужной сейчас строки 0001.

5. Установить курсор на первую строку левой колонки (рис.1).

6. В окошке Binary (двоичный) напечатать (рис.1) 4 входных сигнала, указанных карандашом (или более мелким шрифтом в схеме задания) в пункте 2 предварительного задания к данной лабораторной работе. Эти 4 сигнала указываем в конце, так как именно последние 4 выхода генератора сигналов (смотрите рис.4) используются для подачи сигналов на входы.

Например, если заданы входные сигналы 1010, эти сигналы и нужно печатать (как на рис.1).

7. Установить курсор на вторую строку левой колонки и в окошке Binary напечатать 4 входных сигнала, указанных ручкой (или более крупным шрифтом в схеме задания) в пункте 2 предварительного задания к данной лабораторной работе.

8. Нажать на клавишу Step (шаг) генератора сигналов. Проверить по индикаторам, подаются ли нужные сигналы на входы схемы ЦУ из пункта 2 (карандашом или более мелким шрифтом в схеме задания) предварительного задания к данной лабораторной работе.

Определить по индикаторам значения сигналов на входах и выходах всех элементов. Сравнить эти значения с результатами предварительного задания для данной лабораторной работы, выполненными карандашом. Сделать вывод и показать результат преподавателю.

9. Еще раз нажать на клавишу Step генератора сигналов.

Проверить по индикаторам, подаются ли нужные сигналы на входы схемы ЦУ из пункта 2 (ручкой или более крупным шрифтом в схеме задания) предварительного задания к данной лабораторной работе.

Определить по индикаторам значения сигналов на входах и выходах всех элементов. Сравнить эти значения с результатами предварительного задания для данной лабораторной работы, выполненными ручкой. Сделать вывод и показать результат преподавателю.

отчета:

1. Номер и название работы.

2. Выполненное предварительное задание для данной лабораторной работы.

Контрольные вопросы:

– Начертить условное графическое изображение логических элементов НЕ, И, ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

– Какую операцию выполняют элементы НЕ, И, ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ?

– Привести формулу операции логического отрицания, логического умножения, логического сложения, операции И-НЕ, операции ИЛИ-НЕ.

– Пояснить на примерах смысл логических операций НЕ, И, ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

Примечание:

В дальнейшем автор для сокращения объема будет приводить только предварительное задание и порядок выполнения работы. Все остальные пункты выполняются по шаблону.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Для примера рассмотрим вариант №26 (рис.2).

Здесь для наглядности входные сигналы, указанные в задании более мелким шрифтом, показаны красным цветом, более крупным – синим.

Выполнение предварительного задания

Примечание: Подробное описание решения поставленных задач приведено в Примере 2 из §1.2 [Л1].

1. Указываем название каждого элемента и выполняемые операции.

1,2 – элементы НЕ (инвертирование).

8 – элемент 2И (логическое умножение).

3,7 – элементы 2ИЛИ (логическое сложение).

4,6 – Элементы 2И-НЕ (логическое умножение с последующим инвертированием полученного результата).

5 – элемент 2ИЛИ-НЕ (логическое сложение с последующим инвертированием полученного результата).

2. Выполняем (рис.3) анализ работы схемы в статическом режиме по заданным значениям входных сигналов: указываем значения сигналов на входах и выходах всех элементов. Для входных сигналов, указанных более мелким шрифтом – красным цветом, более крупным шрифтом – синим.

Выполнение лабораторной работы

1. Запускаем программу исследования работы элементов и устройств электроники и микроэлектроники «Elektroniks Workbehch».

2. Собираем схему ЦУ нашего варианта (рис.4). Обращаем внимание, что в программе изображение элементов приведены по «западному» стандарту в отличие от схемы в задании, где изображение элементов даны по «восточному» стандарту.

3. Разворачиваем панель генератора сигналов (рис.5).

4. В пункте 2 предварительного задания задаются две комбинации входных сигналов: красным и синим цветом на рис.3. Поэтому в левой колонке генератора сигналов будем использовать две строки с адресами 0000 и 0001. Последний адрес 0001 указываем в окошке Final генератора сигналов (рис.5).

5. Устанавливаем курсор на первую строку левой колонки (рис.5).

6. В окошке Binary (двоичный) печатаем (рис.5) 4 входных сигнала 1010, указанных мелким шрифтом в задании или красным цветом на рис.2. Эти 4 сигнала указываем в конце, так как именно последние 4 выхода генератора сигналов (смотрите рис.4) используются для подачи сигналов на входы.

П р и м е ч а н и е: входные сигналы можно печатать не в окошке Binary, а непосредственно в левой колонке генератора сигналов. Но в этом случае следует иметь в виду, что здесь информация выражается в шестнадцатиричном коде: 00002 = 016, 00012 = 116, 00102 = 216, …, 10102 = А16, …, 11112 = F16.

7. Устанавливаем курсор на вторую строку левой колонки и в окошке Binary печатаем (рис.6) 4 входных сигнала 0101 (01012 = 516), указанных крупным шрифтом в задании или синим цветом на рис.2.

8. Нажимаем на клавишу Step (шаг) генератора сигналов и получаем результат, показанный на рис.7. Проверяем по индикаторам, подаются ли нужные сигналы на входы схемы ЦУ (мелким шрифтом в задании или красным цветом на рис.2).

Определить по индикаторам значения сигналов на входах и выходах всех элементов. Сравниваем эти значения с результатами предварительного задания для данной лабораторной работы, выполненными красным цветом на рис.3.

В данном случае результаты совпадают, то есть схема сработала правильно.

9. Еще раз нажимаем на клавишу Step генератора сигналов и получаем результат, показанный на рис.8. Проверяем по индикаторам, подаются ли нужные сигналы на входы схемы ЦУ (крупным шрифтом в задании или синим цветом на рис.2).

Определить по индикаторам значения сигналов на входах и выходах всех элементов. Сравниваем эти значения с результатами предварительного задания для данной лабораторной работы, выполненными синим цветом на рис.3.

В данном случае результаты тоже совпадают, то есть схема сработала правильно.

223 000 книг и 36 000 аудиокнигПолучить 14 дней бесплатно

Источник: https://MyBook.ru/author/m-a-nsanov/sbornik-laboratornyh-rabot-po-cifrovym-ustrojstvam/read/

Базовые логические элементы

НАБОР ПО ИЗУЧЕНИЮ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Цифровая электроника

В Булевой алгебре, на которой базируется вся цифровая техника, электронные элементы должны выполнять ряд определённых действий. Это так называемый логический базис. Вот три основных действия:

  • ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция) – OR;
  • И – логическое умножение (конъюнкция) – AND;
  • НЕ – логическое отрицание (инверсия) – NOT.

Примем за основу позитивную логику, где высокий уровень будет “1”, а низкий уровень примем за “0”. Чтобы можно было более наглядно рассмотреть выполнение логических операций, существуют таблицы истинности для каждой логической функции. Сразу нетрудно понять, что выполнение логических функций «и» и «или» подразумевают количество входных сигналов не менее двух, но их может быть и больше.

На рисунке представлена таблица истинности элемента “И” с двумя входами. Хорошо видно, что логическая единица появляется на выходе элемента только при наличии единицы на первом входе и на втором. В трёх остальных случаях на выходе будут нули.

Вход X1Вход X2Выход Y
000
100
010
111

На принципиальных схемах логический элемент “И” обозначают так.

На зарубежных схемах обозначение элемента “И” имеет другое начертание. Его кратко называют AND.

Логический элемент ИЛИ

Элемент “ИЛИ” с двумя входами работает несколько по-другому.  Достаточно логической единицы на первом входе или на втором как на выходе будет логическая единица. Две единицы так же дадут единицу на выходе.

Вход X1Вход X2Выход Y
000
101
011
111

На схемах элемент “ИЛИ” изображают так.

На зарубежных схемах его изображают чуть по-другому и называют элементом OR.

Логический элемент НЕ

Элемент, выполняющий функцию инверсии «НЕ» имеет один вход и один выход. Он меняет уровень сигнала на противоположный. Низкий потенциал на входе даёт высокий потенциал на выходе и наоборот.

Вот таким образом его показывают на схемах.

В зарубежной документации элемент “НЕ” изображают следующим образом. Сокращённо называют его NOT.

Все эти элементы в интегральных микросхемах могут объединяться в различных сочетаниях. Это элементы: И–НЕ, ИЛИ–НЕ, и более сложные конфигурации. Пришло время поговорить и о них.

Рассмотрим несколько реальных логических элементов на примере серии транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ) К155 с малой степенью интеграции. На рисунке когда-то очень популярная микросхема К155ЛА3, которая содержит четыре независимых элемента 2И – НЕ. Кстати, с помощью её можно собрать простейший маячок на микросхеме.

Цифра всегда обозначает число входов логического элемента. В данном случае это двухвходовой элемент «И» выходной сигнал которого инвертируется.

Инвертируется, это значит “0” превращается в “1”, а “1” превращается в “0”. Обратим внимание на кружочек на выходах – это символ инверсии.

В той же серии существуют элементы 3И–НЕ, 4И–НЕ, что означает элементы «И» с различным числом входов (3, 4 и т.д.).

Как вы уже поняли, один элемент 2И-НЕ изображается вот так.

По сути это упрощённое изображение двух объёдинённых элементов: элемента 2И и элемента НЕ на выходе.

Зарубежное обозначение элемента И-НЕ (в данном случае 2И-НЕ). Называется NAND.

Таблица истинности для элемента 2И-НЕ.

Вход X1Вход X2Выход Y
001
101
011
110

В таблице истинности элемента 2И – НЕ мы видим, что благодаря инвертору получается картина противоположная элементу «И». В отличие от трёх нулей и одной единицы мы имеем три единицы и ноль. Элемент «И – НЕ» часто называют элементом Шеффера.

Логический элемент 2ИЛИ-НЕ

Логический элемент 2ИЛИ – НЕ представлен в серии К155 микросхемой 155ЛЕ1. Она содержит в одном корпусе четыре независимых элемента. Таблица истинности так же отличается от схемы “ИЛИ” применением инвертирования выходного сигнала.

Таблица истинности для логического элемента 2ИЛИ-НЕ.

Вход X1Вход X2Выход Y
001
100
010
110

Изображение на схеме.

На зарубежный лад изображается так. Называют как NOR.

Мы имеем только один высокий потенциал на выходе, обусловленный подачей на оба входа одновременно низкого потенциала.

Здесь, как и на любых других принципиальных схемах, кружочек на выходе подразумевает инвертирование сигнала. Так как  схемы И – НЕ и ИЛИ – НЕ встречаются очень часто, то для каждой функции имеется своё условное обозначение.

Функция И – НЕ обозначается значком “&“, а функция ИЛИ – НЕ значком “1“.

Для отдельного инвертора таблица истинности уже приведена выше. Можно добавить, что количество инверторов в одном корпусе может достигать шести.

Логический элемент “исключающее ИЛИ”

К числу базовых логических элементов принято относить элемент реализующий функцию «исключающее ИЛИ». Иначе эта функция называется «неравнозначность».

Высокий потенциал на выходе возникает только в том случае, если входные сигналы не равны. То есть на одном из входов должна быть единица, а на другом ноль. Если на выходе логического элемента имеется инвертор, то функция выполняется противоположная – «равнозначность». Высокий потенциал на выходе будет появляться при одинаковых сигналах на обоих входах.

Таблица истинности.

Вход X1Вход X2Выход Y
000
101
011
110

Эти логические элементы находят своё применение в сумматорах. «Исключающее  ИЛИ» изображается на схемах знаком равенства перед единицей “=1“.

На зарубежный манер “исключающее ИЛИ” называют XOR и на схемах рисуют вот так.

Кроме вышеперечисленных логических элементов, которые выполняют базовые логические функции очень часто, используются элементы, объединённые в различных сочетаниях. Вот, например, К555ЛР4. Она называется очень серьёзно 2-4И-2ИЛИ-НЕ.

Её таблица истинности не приводится, так как микросхема не является базовым логическим элементом. Такие микросхемы выполняют специальные функции и бывают намного сложнее, чем приведённый пример. Так же в логический базис входят и простые элементы “И” и “ИЛИ”. Но они используются гораздо реже. Может возникнуть вопрос, почему эта логика называется транзисторно-транзисторной.

Если посмотреть в справочной литературе схему, допустим, элемента 2И – НЕ из микросхемы К155ЛА3, то там можно увидеть несколько транзисторов и резисторов. На самом деле ни резисторов, ни диодов в этих микросхемах нет.

На кристалл кремния через трафарет напыляются только транзисторы, а функции резисторов и диодов выполняют эмиттерные переходы транзисторов. Кроме того в ТТЛ логике широко используются многоэмиттерные транзисторы.

Например, на входе элемента 4И стоит четырёхэмиттерный транзистор.

» Цифровая электроника » Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

Источник: https://go-radio.ru/bazovie-logicheskie-elementi.html

Методические указания к практической работе

НАБОР ПО ИЗУЧЕНИЮ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Практическая работа №4

Тема работы: Исследование логических элементов.

Цели работы: Исследовать простейшие логические схемы и получить их таблицы истинности; реализовать заданные логические функции при помощи логических элементов.

 

Переменные, рассматриваемые в алгебре логики, могут принимать только два значения – 0 или 1. В алгебре логики определены: отношение эквивалентности, равенства (обозначается знаком =) и операции сложения (дизъюнкции), обозначаемая знаком  или +, умножения (конъюнкции) обозначаемая знаком   или точкой, и отрицания (или инверсии), обозначаемая надчеркиванием или апострофом’.

Алгебра логики определяется следующей системой аксиом:

Х = 0, если Х  1, Х = 1, если Х0; ;

1 + 1 = 1, 0 + 0 = 0, 0 + 1 = 1 + 0 = 1;

0  0 = 0, 1  1 = 1, 1  0 = 0  1 = 0.

Запись логических выражений обычно осуществляется в конъюнктивной или дизъюнктивной нормальной формах (КНФ или ДНФ). В ДНФ выражения записываются как сумма произведений, а в КНФ – как произведение сумм. Порядок действий такой же, как и в обычных алгебраических выражениях. Логические выражения связывают значение логической функции со значениями логических переменных.

Физическое устройство, реализующее одну из операций алгебры логики или простейшую логическую функцию, называется логическим элементом. Схема, составленная из конечного числа логических элементов по определенным правилам, называется логической схемой.

Основным логическим функциям соответствуют выполняющие их схемные элементы. Схемные обозначения элементов, применяемых в данной работе, приводятся ниже.

  1. Таблица истинности.

Так как область определения любой функции n переменных конечна (2n значений), такая функция может быть задана таблицей значений, которые она принимает при всех возможных комбинациях переменных. Такие таблицы называют таблицами истинности. В них указаны комбинации переменных и соответствующие им значения функции.

Требования к отчету

Отчет по работе должен содержать следующие пункты:

1) Наименование и цель работы;

2) По каждому заданию должны быть представлены логические функции, логические схемы, таблицы истинности, последовательность преобразований схем и функций, если они производились;

3) Выводы по работе.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskoy-rabote-issledovanie-logicheskih-elementov-82248.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть