Сколько светильников нужно установить в учебном классе?

Содержание

Правильное освещение в школе

Сколько светильников нужно установить в учебном классе?

20.09.2018

Традиционно освещением школьного класса занимаются родители: родительская тройка во главе с учителем настаивает на полном обновлении, а возмущенные еще после детского сада родители предлагают восстановить «то, что было».

Эта статья – бонус от экспертов Оптима, где мы делимся советами по подготовке учебного класса к новому семестру:

  • Расскажем о важности правильного освещения в детском учебном учреждении;
  • Поможем подобрать правильные светильники для школы;
  • Поговорим об освещении других помещений в учебном заведении.

Как освещение в школе влияет на здоровье и успеваемость детей

Родители выпускников сообщают: каждый четвертый школьник идет на последний звонок в очках или контактных линзах. И связано это не с модными тенденциями, а поголовным ухудшением зрения у детей за время школьного периода.

С первого взгляда можно подумать, что причина в гаджетах, но ответственное изучение проблемы показывает совокупность факторов, во главе которых стоит освещение.

Еще со своих школьных лет мы помним тот низкий гул, звон при включении и болезненно-голубоватый свет потолочных светильников в классе. Это старые люминесцентные лампы (в некоторых классах лампы накаливания), негативное влияние которых доказано даже Минздравом Украины:

  • Искажают цветовосприятие;
  • Способствуют понижению защитных функций организма;
  • Частое мерцание провоцирует раздражительность, быструю утомляемость и сонливость.

После постоянного нахождения подростка в свете люминесцентных ламп падает не только зрение, но и успеваемость. К шестому часу нахождения в школе новую информацию ребенок уже не усваивает, и его работоспособность близка к нулю.

То есть, даже при идеальном соблюдении норм освещенности в детских и учебных заведениях, можно смело говорить, что школа вредна для здоровья.

Идеальные светильники для школ

Самым правильным и подходящим освещением для взрослого и ребенка принят дневной свет – солнце и настроение подымает, и энтузиазм к учебе создает. Создать такой свет искусственно можно только с помощью светодиодных светильников.

По всем показателям светодиодные светильники пригодны для освещения школ:

  1. Прежде всего, они практически не мерцают, а значит, из списка раздражителей нервной системы ребенка исключается фактор освещения;
  2. Стопроцентная безопасность и экологичность: в полости светодиодного светильника или LED лампочки не содержатся опасные и вредные газы. А сам корпус изготовлен чаще всего из пластика. Снижается вероятность того, что светильник (лампа) разобьется и поранит школьников.
  3. Цветопередача, приближенная к естественной (если светильник не цветной). У детей не травмируется способность восприятия цвета.

Для освещения учебного класса выбрать светодиодный светильник не сложно: широкий выбор моделей по способу установки, типу цоколя и дизайну позволит организовать освещение в учебном классе с любыми особенностями.

Какой светильник выбрать для освещения в школе

Светодиодные светильники слишком разные, поэтому выбор сводится не к визуальным предпочтениям, а к техническим характеристикам и строительным нормам и правилам. Для освещения в школьном классе СНиП предписывает минимальную освещенность 300-500 Люкс, где 400Лк – освещение на рабочей поверхности (на партах), и 500Лк – освещение школьной доски.

Под эти параметры подстраивают освещение в учебных классах и мастерских: аудитории, компьютерные классы, мастерские для занятий по труду.

Для остальных школьных помещений – столовой, актового зала, спортзала и коридоров достаточной освещенностью приняты показатели в 150-200Лк.

Кстати, для обычного офиса, освещенность рабочих мест должна быть 400 Лк. То есть «школьные» светильники подойдут для офиса и наоборот.

Чтобы выбрать светильник, зная нормы освещенности для школы, важно знать такие параметры светильника:

  • Индекс цветопередачи (80 Ra и больше);
  • Коэффициент пульсации не больше 15%;
  • Цветовая температура (для детей 4000-5000К, не более);
  • Мощность (36-40Вт).

Эти показатели обязательны к соблюдению, а также помогают рассчитать минимальное необходимое количество светильников для освещения классной комнаты с заданными размерами.

В ассортименте продукции Оптима есть светодиодные светильники, которые идеально подходят для освещения школы, детского сада и офиса, а также соответствуют санитарно техническим нормам. Это светодиодные панели Оптима – модели с матовым рассеивателем мощностью в 36 и 40 Вт.

Они универсальны в монтаже и дизайне:

  • Квадратные панели – устанавливаются в потолок Армстронг;
  • Матовый рассеиватель – красиво и приятно для глаз;
  • Их можно дополнить монтажными уголками и рамками, чтобы установить на потолок любого типа;
  • Универсальная цветовая температура – теплый и нейтральный белый цвет.

Освещение спортивных залов

Школьный спортзал – отдельная стихия, где нормы освещенности – не единственное, о чем надо заботиться при освещении. Спортзал – место, где летают мячи, детские снаряды, кеды и прочие посторонние предметы.

Светильники для спортзала должны быть устойчивыми к мягким формам проявления вандализма, а также повседневных физкультурных случайностей.

Специальные защищенные металлической сеткой светодиодные светильники выдержат любые житейские ситуации и прекрасно осветят закрытую спортивную площадку для детей.

Стоит предвидеть также то, что в некоторых школах спортзал и актовый зал – одно и то же помещение. Следовательно, освещение спортзала может быть немного ярче, чем предписывает СНиП. В этом случае идеально подойдут светодиодные прожекторы для спортзала мощностью 30-40Вт.

Что касается размещения светильников, тут много выдумывать не нужно. Если ремонтом предусмотрена лишь замена источников света – можно просто установить новые светодиодные светильники для школы вместо старых люминесцентных в соотношении потребляемой мощности 1:2 (например, вместо 36 вт люминесцентных можно смело ставить 18 вт led светильники).

При установке кардинально новых светильников, придерживайтесь классической схемы: светильники расположены вдоль или поперек помещения в три ряда, линейками или в шахматном порядке.

Источник: https://www.optimaltd.com.ua/help/article/osveshchenie-shkoly/

Освещение в школе – Нормы и требования к освещению

Сколько светильников нужно установить в учебном классе?

В образовательных учреждениях освещение должно улучшать периоды концентрации, а также располагать к досугу; оно должно обеспечивать визуальный комфорт и безопасность для всех людей.

 Поэтому важно выбрать освещение в школе и правильные системы освещения, которые создают оптимальную визуальную настройку, и предложить среду, способствующую обучению, поскольку хорошо известно, что свет влияет на концентрацию и внимание.

К освещению школ и других образовательных учреждений предъявляются особые требования, которым должны соответствовать применяемые светильники. А именно, яркость светильника, яркость светодиодного светильника не должна превышать значения 5000 кд/м2, а цветовая температура должна быть 4000 К. Светильники для учебных заведений должны отвечать следующим  нормативным требованиям:

Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельностиЕ, лкUGRНеравномерность освещенности, UₒRaKп %Примечания
Классы, комнаты преподавателей300190,68015Освещение в школе должно быть регулируемым
Классы для вечернего обучения взрослых500190,68010Освещение в школе должно быть регулируемым
Лекционные залы500190,68010Освещение в школе должно быть регулируемым
Черная доска500190,78010Предотвращать направленное отражение
Столы для показа500190,78010В лекционных залах 750 лк
Комнаты для рисования500190,68010
Классы изостудии в художественных школах750190,790104000≤ Тцв ≤ 6500К
Комнаты технического черчения750160,78010
Кабинеты и лаборатории500190,68010
Кабинеты труда500190,68010
Учебные мастерские500190,68015
Комнаты для музыкальных занятий300190,68010
Компьютерные классы300190,6805
Классы по изучению языка300190,68010
Подготовительные классы и мастерские500220,68010
Вестибюли200220,480
Рекреации, коридоры100250,480
Лестницы150250,480
Общие комнаты для студентов и актовые залы200220,48020
Комнаты преподавателей300190,68015
Библиотеки: полки200190,68020
Библиотеки: столы для чтения500190,68010
Комнаты для хранения демонстрационого материала100250,480
Спортзалы, бассейны (общие)300220,68020Для специализированных — требования EN12193
Столовые200220,48020
Кухни500220,68010

В классных комнатах должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, способствующие обучению и предотвращающие усталость глаз.
Кроме того, чтобы избежать отражения света на доске, должна быть соответствующая система освещения, такая как настройка вертикального освещения 500 люкс.

Во все времена светильники должны легко управляться регулировать яркость, чтобы учитель или ученики могли уменьшить интенсивность света или выключить систему освещения в соответствии с действиями, которые возникают, например, перед экраном компьютера, во время взаимодействия между учениками или когда используется проектор.

Освещение в школе с использованием датчиков движения. Чтобы обеспечить интеллектуальное управление светильниками, а также экономию энергии, в этих помещениях настоятельно рекомендуется использовать датчики присутствия; свет выключится, когда класс занят больше не занят (например, во время перерыва или перерыва между классами).

Максимизация использования естественного света — идеальная формула: она помогает создать наилучший климат и ведет к значительной экономии энергии. Кроме того, поскольку естественный свет дня влияет на биологический ритм людей, он также улучшает их самочувствие, их продуктивность, а также их способность концентрироваться.

Датчики освещенности позволяют пользователю регулировать интенсивность светильников в течение дня в зависимости от количества естественного света, который фильтруется в класс. Таким образом, области, которые ближе всего к окнам, получают меньше искусственного света, чем остальная часть комнаты, и, как таковое, являются, по сути, интеллектуальным освещением.

В классных комнатах, где учащиеся выполняют ручную и художественную работу, требуется специальная система освещения, которая дает ученикам очень четкое представление об их объектах.

 Благодаря постоянному вертикальному освещению, обеспечивающему превосходную цветопередачу, можно добиться соответствующей степени яркости . В этой среде светильники также должны выдерживать чрезмерное количество пыли.

 Художественные классы или промышленные чертежные помещения должны быть оборудованы освещением, равным или превышающим 750 люкс.

Освещение в школе-Библиотеки

В школьных библиотеках освещение должно быть как практичным, так и приятным. Он должен пролить достаточный свет, не будучи слишком ярким, чтобы создать атмосферу, способствующую чтению. 200 Лк идеально подходят для книжных полки, а 500 люкс — оптимальный выбор для рабочих станций или читальных залов.

Амфитеатр и конференц-залы

Эти обширные пространства требуют интеллектуальных и безопасных систем освещения; освещение должно быть установлено на уровне 500 люкс, в то время как лестничные клетки и коридоры должны всегда иметь маркировку.

Во время презентаций докладчик должен иметь возможность регулировать уровни освещения, чтобы сосредоточиться на определенных областях на сцене, изменять интенсивность света или даже выбирать конкретные цвета в соответствии с типом презентации. Не должно быть эффекта бликов, который может помешать другим участникам на сцене.

Эти области также должны быть оснащены подсветкой пиктограмм, а также аварийным освещением, которое освещает залы и проходы и направляет людей к выходам в случае чрезвычайной ситуации. Освещение в школе должно быть безопасным. (Про аварийное освещение читайте подробнее здесь.)

Освещение в школе-коридоры

Системы освещения в учебных заведениях продолжают работать в течение долгих часов из-за их высокой заполняемости: дневных курсов, ночных занятий, работ по техническому обслуживанию и т. Д.

Во всех этих случаях коридоры должны быть хорошо освещены для облегчения распространения и обеспечения общественной безопасности.

Настоятельно рекомендуется устанавливать датчики движения, а также интеллектуальные решения освещения, которые освещают только занятые пространства. Коридоры могут выдерживать уровень освещенности 100 люкс.

Пиктограмма и аварийное освещение должны быть стандартным протоколом освещения, чтобы соблюдать стандарты безопасности.

Освещение в школе-кафетерии

Сервисные острова в кафетериях должны быть выделены правильно назначенной системой освещения для руководства учениками, преподавателями и школьным персоналом.
Кроме того, рекомендуется установить освещение в школе с соответствующим индексом цветопередачи, чтобы привлечь внимание к пище и избегать теней. Для этой конкретной зоны хорошо оборудовано освещение на 200 люкс.

Освещение в школе-Зоны отдыха

Во всех зонах досуга свет должен способствовать отдыху и расслаблению для тех, кто их посещает. Это должно быть более мягким, чем в других областях, но никак не в том, чтобы создавать визуальный дискомфорт, когда ученики оставляют одно место для перехода в другое. Светильники с уровнем освещенности 200 люкс хорошо подходят для этой цели.

Освещение в школе-Комната для персонала

В этом пространстве сочетание прямого и косвенного освещения без какого-либо фактора блеска и освещенности в 300 люкс будет в значительной степени способствовать концентрации учителей.

Освещение в школе-Спортзалы

Благодаря широкому спектру спортивных и физических упражнений, практикуемых в этом пространстве, он должен быть оснащен гибкой и настраиваемой системой освещения. Интеллектуальное решение для освещения, которое позволяет пользователям регулировать уровень освещенности в соответствии с назначенной деятельностью, безусловно, будет поддерживать требования безопасности в пространстве.

 Кроме того, не должно быть ослепляющего эффекта, когда участники смотрят на потолок. Светильники должны быть прочными, чтобы выдерживать повреждения, вызванные объектами или оборудованием, которые могли бы приземлиться на них. Для получения дополнительной информации о требованиях к освещению спортивных сооружений, ознакомьтесь с требованиями к специальному освещению в спортивных сооружениях.

Люксметр

Источник: https://lightru.pro/osveshhenie-v-shkole/

Каким должно быть освещение в школе

Сколько светильников нужно установить в учебном классе?

В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям.

Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.

Создание системы освещения в любом образовательном учреждении требует четкого соблюдения определенных норм и требований для того, чтобы уровень освещенности не оказывал на детей неблагоприятного эффекта, а они могли спокойно обучаться и получать новые знания. О том, как сделать освещение в школе правильным, причем во всех его разнообразных помещениях, расскажет эта сегодняшняя статья.

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Помещение школы

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.

Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования.

Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть.

Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы.

Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Естественный и искусственный тип освещения школы

В регламентирующей документации (СанПин и СНиП) прописаны нормы и требования для двух типов освещения:

  • естественное;
  • искусственное.

При этом максимальное значение при создании уровня освещенности для рабочего места школьника или целого помещения уделяется естественной подсветки.

Обратите внимание! Естественное освещение максимально оптимально для человеческого глаза. Поэтому для детей такой свет будем самым лучшим решением.

Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам. Конкретные нормы и требования, касательно естественного типа подсветки приведены в СанПин и СНиП. Причем большое значение здесь уделяется для подсветки рабочего места каждого школьника.

Естественное освещение школы

Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.

Обратите внимание! Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать. В отличие от него, естественное освещение изменяется только опосредованно, с помощью штор и жалюзи.

Искусственная подсветка школы

Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:

  • для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);
  • отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;
  • равномерное распределение светового потока по площади помещения;
  • свет должен быть рассеянным и без резких теней;
  • быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).

Рассмотрим вариант создания искусственной подсветки в каждом типе школьного помещения.

Освещение в классных комнатах и кабинетах

Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место.

При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения.

В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.

Освещение класса

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

  • освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
  • расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
  • равномерное освещение помещения;
  • для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
  • отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

  • полное исключение слепящего эффекта;
  • создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
  • независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
  • экономичность светильников;
  • минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Освещение возле доски

Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.

Освещение в школьных коридорах

По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.

Освещение в школьном коридоре

Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.

Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов.

Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию.

Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Освещение школьной столовой

Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.

Освещение в школьной столовой

Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:

  • накладные;
  • подвесные;
  • встраиваемые.

Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.

Заключение

В школе имеется много разнообразных помещений с определенными требованиями и нормами, применяемых к уровню освещенности.

Все эти сложности обусловлены тем, что в классных комнатах, коридорах, кафетерии и спортивных залах нужно создать максимально комфортные и удобные условиях для пребывания в них людей. Кроме этого здесь нужно создать безопасные условия для передвижения.

Все нормы и требования для школьных учреждений оговорены в СанПин и СНиП. Они помогут вам в правильной организации освещения любых школьных помещений.

Источник: https://1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-v-shkole.html

Аварийное освещение детских садов, школ и учебных заведений

Сколько светильников нужно установить в учебном классе?

В зданиях общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций наряду с рабочим и дежурным освещением, должно предусматриваться аварийное освещение.

Аварийное освещение школ, детских садов, учебных заведений предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

Аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.

Эвакуационное освещение включает в себя:
     – освещение путей эвакуации;
     – эвакуационное освещение зон повышенной опасности;
     – эвакуационное освещение больших площадей (более 60 м2 – антипаническое освещение).

Резервное освещение предусматривают в случаях, когда нарушения в сети питания рабочего освещения не должны препятствовать продолжению работы оборудования (при непрерывных технологических процессах) или в ситуациях, когда могут произойти такие нарушения в работе оборудования, которые создадут опасность для людей. Резервное освещение предусматривают в помещениях диспетчерских, операторских, электрощитовых, здравпунктах, дежурных пожарных постах, на постах постоянной охраны; в гардеробах с числом мест хранения 300 и более; в детских комнатах; в групповых и игральных-столовых детских дошкольных учреждений.

Освещение путей эвакуации в зданиях следует устраивать:
     – в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;
     – в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
     – на лестницах – каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;
     – в зоне каждого изменения направления пути эвакуации;
     – на пересечении проходов и коридоров;
     – перед каждым пунктом медицинской помощи;
     – в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;
     – в местах размещения первичных средств пожаротушения;
     – в местах размещения плана эвакуации;
     – снаружи – перед каждым конечным выходом из здания.

Требования к аварийному освещению школ отражены в СП 251.1325800.2016 «ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Правила проектирования».

Требования к аварийному освещению детских садов отражены в СП 252.1325800.2016 «ЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Правила проектирования».

Более полная информация к требованиям аварийного освещения школ и детских садов отражена в своде правил СП 256.1325800.2016 «ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОНТАЖА». Актуализированная редакция СП 31-110-2003.

Проект аварийного освещения детского сада, школы, учебного заведения должен удовлетворять

     – светотехническим требованиям к уровню и равномерности освещения на путях эвакуации, на открытых пространствах и в зонах повышенной опасности, а также на лестничных маршах в зданиях с постоянным пребыванием маломобильных групп населения и детей дошкольного возраста;
     – требованиям, предъявляемым к эвакуационным знакам безопасности, знакам пожарной безопасности и другим знакам безопасности – сигнальные цвета, сигнальная разметка, геометрическая форма, графическое изображение, размеры и правила размещения.
     – требованиям к аварийным светильникам, световым эвакуационным указателям, системам с центральным аккумулятором;
     – требованиям к электропроводке и кабельным линиям;
     – требованиям подключения аварийного освещения к системе электроснабжения здания;
     – требованиям к мониторингу исправности аварийного освещения;
     – требованиям к управлению аварийным освещением.

Базовые решения

Выбор того или иного решения определяется не только техническими характеристиками оборудования, но и инвестиционной стоимостью и стоимостью последующей эксплуатации. Для аварийного освещения школ, учебных заведения или детских садов могут использоваться следующие типы решений:

     – автономные светильники аварийного освещения с аккумуляторными батареями;
     – системы аварийного освещения с центральным аккумулятором.

Для того, чтобы определить, какое решение будет оптимальным, необходимо рассчитать требуемое количество светильников аварийного освещения и эвакуационных указателей. Далее, необходимо оценить стоимость эксплуатации. Все автономные светильники требуют периодической замены аккумуляторов.

Замена аккумуляторов должна выполняться каждые 3-4 года. Аккумуляторная батарея является одним из самых дорогих элементов в светильнике. Ее стоимость может достигать до 50% стоимости светильника, а для бюджетных модификаций – до 70-80%.

К затратам на приобретение новых аккумуляторов необходимо прибавить стоимость работ по монтажу/демонтажу светильника, сборке/разборке, подключению аккумулятора, обратному подключению светильника к сети рабочего напряжения.

Исходя из средней продолжительности работы аварийного светильника (10 лет для светодиодных светильников) можно оценить стоимость владения системой аварийного освещения с применением автономных светильников.

В системах аварийного освещения с центральной батареей применяется другой тип аккумуляторов – необслуживаемые свинцово-кислотные большой емкости. Аккумуляторы данного типа имеют длительный срок службы до 10-12 лет.  Замена аккумуляторов не требует затратного монтажа/демонтажа светильников, выполняется путем простой замены старых аккумуляторов на новые в аккумуляторном шкафу.

В детских садах и школах, с небольшим количеством аварийных светильников и указателей, приемлемым по затратам решением, будет использование светильников с аккумуляторами. При этом, возможно использование светильников рабочего освещения со встроенными блоками аварийного питания.

Для крупных учебных заведений, где количество светильников аварийного освещения более 200 единиц – целесообразно рассмотреть возможность применения систем аварийного освещения с центральной батареей.

Дополнительным преимущество применения централизованных систем является возможность выполнения функций центрального мониторинга исправности аварийного освещения, интеграция с системами пожарной автоматики, автоматизации и диспетчеризации здания.

Светильники для аварийного освещения школ, учебных заведений, детских садов

Светильники для освещения путей эвакуации

Для освещения путей эвакуации могут быть использованы различные типы светильников, в том числе и светильники универсального применения или светильники рабочего освещения с блоками аварийного питания.

Однако, наиболее эффективным решением может быть применение светильников со специальной оптикой, которая формирует направленный световой поток, создает на поверхности пола «световою дорожку» вдоль коридоров и эвакуационных проходов.

Преимуществом использования светильников со специальной оптикой, является большая дистанция установки светильников друг от друга, что позволяет снизить бюджет на закупку оборудования.

OWA FL RP

OWA SU

ONTEC R

Подробнее смотрите в разделе: Аварийные светильники

Светильники для антипанического освещения

В больших помещениях с открытыми пространствами необходимо использовать антипаническое освещение.

Данный тип освещения служит для ориентации людей в пространстве, позволяет обеспечить безопасный выход к путям эвакуации, предотвратить панику в помещениях с большим количеством людей.

В больших помещениях, наряду с антипаническим освещением, вдоль эвакуационных проходов, локально предусматривается освещение путей эвакуации.

OWA FL AP

Starlet White SO

iTECH

Подробнее смотрите в разделе: Аварийные светильники

Светильники для освещения безопасности

Данная категория светильников должна иметь более высокие световые потоки и возможность применения в помещениях технического назначения в условиях воздействия различных неблагоприятных факторов.

PRIMOS II

HELIOS LED HPS

OUTDOOR LED

Подробнее смотрите в разделе: Аварийные светильники

Световые эвакуационные указатели

Световые указатели применяются для обозначения эвакуационных выходов или направлений движения к эвакуационным выходам.

Различаются по способу монтажа, дальности распознавания, типу табло, защите от попадания пыли и влаги IP.

Модификации указателей могут различаться режимами работы, емкостью аккумуляторов (временем работы в аварийном режиме), ручным или автоматическим тестированием исправности.

Nashi S LED

Ontec S

Ontec G

Twins

Primos SGN

INFINITY II AC

Подробнее смотрите в разделе: Световые указатели

По всем интересующим Вас вопросам звоните по телефону или отправляйте запрос почтой.

Тел: +7 (495) 740-28-29
e-mail: info@exit-svet.ru

Источник: https://exit-svet.ru/blogs/solutions/school

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.