ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Содержание

Дилей (Delay). Что это и как его использовать?

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Всем привет! Третьего дня попалась на глаза статья про дилей. Думал, переводить или нет, ну, все-таки решился.

Множество способов использования цифрового дилея

В цепи гитариста есть два самых важных эффекта – это дисторшн и дилей. И если вы берете свой звук напрямую с усилителя, чистый ли или жужжаще-грязный, то цифровой дилей – это важно.

Дилей Deja vu от Seymour Duncan – это пример педали дилея, у которой есть возможность управления модуляцией и, поэтому в дополнение к обычным эффектам задержки, на ней можно получить такие эффекты, как флэнджер (flanger) и хорус (chorus).

Многие гитаристы думают, что дилей (DDL –Digital Delay Line, сиречь цифровая линия задержки) – это эффект, который дает нам звук эха. Это все так, но только до тех пор, пока им не рассказать все то, на что способен дилей.

Многофункциональный цифровой дилей, с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков – начиная от флэнджера и хорус, эффектов двоения (doubling ambience), слэбэка (slapback) и дискретных повторений, которые могут быть синхронизированы с темпом – в зависимости от значений ритма. D?j? vu от Seymour Duncan – это пример дилея и у которого есть расширенное управление модуляцией, но и у других педалей, включая Empress Superdelay или Diamond Memory Lane 2 такое управление тоже сть.

Некоторые догадливые гитаристы используют в своей цепи не один дилей, наделяя каждый из них своими функциями, даже если эти педали имеют одинаковые параметры. Цифровая задержка – это тот эффект, который работает особенно хорошо, когда соединен сам с собой. Давайте посмотрим на то, в качестве чего цифровой дилей может служить гитаристу.

Основные операции с цифровым дилеем

Большинство людей знают или догадываются о том, как работает дилей – он делает точную копию (сэмпл или, на самом деле, цифровую запись) оригинального сигнала в реальном масштабе времени, а затем смешивает сигналы друг с другом. Обычные регулировки для дилея – это Delay Time (время задержки), т.е.

время в мс, показывающие насколько позже будет воспроизводиться записанный сигнал после оригинального; Effect Level (уровень эффекта), т.е.

громкость повторяемого сигнала относительно оригинального, Feedback (обратная связь) – это примерно то же, что сказать «количество повторения», которое может изменяться от одного до бесконечности.

Практически у всех дилеев есть два раздельных выхода, которые позволяют раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места.

Конечно, можно брать смешанный сигнал с одного выхода (наиболее частый пример использования) и просто включаться во вход усилителя, как делает большинство гитаристов.

Но так же можно коммутировать разные выходы к разным местам и устройствам, например, в разные каналы стерео-усилителя, или в разные входы микшера, или даже в разные усилители, чтобы получить истинный стерео-сигнал.

Используя длительное время задержки, вы можете получить преувеличенно «мокрый» звук, например, чтобы заполнить медленные ноту соло в балладе или получить знаменитый «каскадный» звук, как у Ван Халена в “Cathedral”, Нуно Беттенкурта в “Flight of the Wounded Bumble Bee” и Альберта Ли (Albert Lee) в “Country Boy” или его соло в “Luxury Liner” Эммлоу Харриса (Emmlou Harris).

С очень длительным временем задержки (от нескольких секунд), вы можете превратить свой дилей в живой рекордер, накладывая и зацикливая играемые пассажи друг на друга и джемуя.

Такие приборы, как DigiTech JamMan, Line 6 DL4, Boss Loop Station – это луп-рекордеры (луперы) (приборы циклической записи), которые на самом деле несколько цифровых дилеев в одном корпусе, которые позволяют накладывать и зацикливать звук.

Мы рассмотрели различные возможности дилея, теперь давайте посмотрим примеры управляющих значений, которые помогут вам получить различные эффекты доступные в вашем дилее.

Время задержки и Эффекты

Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить, будь то модуляционный тип (flanger, chorus), и более атмосферные echo и reverv.

На рисунке 1 приведен график различных эффектов в зависимости от времени задержки в миллисекундах и модуляции. В большинстве хай-энд дилеев есть фукнция модуляции, которая представляет собой вариацию (или вариации) осциллятора низкой частоты (LFO – Low Frequency Oscillator).

LFO уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции этой самой низкой частоты. В зависимости от начальных настроек дилея и количества фидбека, управление модуляцией поможет получить звук falnger или chorus, или просто сделать звук свистящим.

Установите ручку модуляции в ноль, если хотите, чтобы задержанный сигнал был точно таким же, как входной.

Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции

Некоторые примочки обходятся без регулировки модуляции, в этом случае вы вряд ли сможете получить глубокий звук флэнджера и хоруса. Но едва уловимый эффект, который приближается к настоящему хорусу – это, порой, то что нужно, чтобы дать звуку немного «движения».

Регулировка обратной связи (feedback), которую так же называют регенерацией, определяет сколько раз выходной, обработанный сигнал будет подаваться обратно на вход процессора. При выставленном в ноль feedback, будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, но не очень хорошо для ambient звуков или более «завихренных» звуковых текстур.

Если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, бесконечная обратная связь, если хотите. Примерно 5 или 6 повторов хороши для ревера и слэпбэка (эффекта, который довольно популярен в рокобилли вокале), если каждый следующий повтор будет тише, то будет эмулироваться эффект натурального эхо.

Уровень эффекта (Effect level) показывает как громок будет обработанный сигнал по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении ручки effect level вы не услышите никакого эффекта (будет проходить только «сухой», необработанный сигнал). При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.

Поэтому если вы сделаете следующие три шага: 1) выставите большую задержку (200 мс или более); 2) Effect level на 100%; 3) фидбэк и модуляцию в ноль; то вы услышите две идентичные ноты или аккорда с задержкой. Это ключевой элемент в «каскадном» звуке, который тоже неплохо подходит для ритмических повторений, синхронизированных с темпом композиции.

Настройки

На рисунке 2 показаны примерные настройки педали дилея для получения тех или иных эффектов, основанных на задержке. Точные настройки будут зависеть от музыкальной сиутации и ваших предпочтений. Вообще же, сначала лучше установить время задержки, затем уровень и лишь затем переходить к настройкам фиббэка и модуляции.

Рис. 2. Настройки педали дилея для получения различных эффектов

Заключение

Небольшое время задержке для дилея – это из серии «установил и забыл». Вы просто выставляете настройки ориентируясь на то, как звучит сам дилей и не заботясь о том, как он будет взаимодействовать с остальной музыкой.

Другими словами одни и те же настройки подходят, как для быстрых и медленных темпов, не важно 16-е ли, или целые ноты. Но когда время задержки уходит за слэпбэк, т.е. 200+ мс, вам придется вписывать дилей в определенный темп и ваши ритмоческие рисунки.

Тут иногда требуется некоторая математика, но именно тут начинается настоящее веселье.
Jon Chappell на en.audiofanzine.com Перевод: CraSS

PS: Сравнение различных дилеев

Источник: http://jablog.ru/blog/gas/2848.html

Как определиться с набором педалей эффектов

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Начинающим гитаристам первое время лучше играть без педалей эффектов. Объясню, почему.

Во-первых, если вы только взялись за обучение игре на гитаре, вряд ли вы сможете сказать точно, не бросите ли вы это занятие уже через пару недель.

Поэтому не стоит торопиться с приобретением дополнительного оборудования. Во-вторых, на то, чтобы понять какие педали нужны именно вам, требуется время и определенный опыт.

Когда вы приобретете некоторые навыки, более или менее разберетесь со стилем своей игры и определитесь с инструментом — вот тогда придет время подумать и о педалях эффектов.

Зайдите в местный магазин музыкальных инструментов, поищите в Интернете, поговорите с друзьями, спросите совета на форумах, почитайте обзоры и отзывы, посмотрите видео на и т.д.

Все это непременно поможет вам разобраться в том, какие педали подойдут вам, вашему стилю и технике игры.

На какие эффекты стоит обратить внимание?

В первую очередь, вам понадобится педалборд (pedalboard), чтобы разместить на нем педали эффектов.

Нужно будет решить, хотите ли вы приобрести уже готовый педалборд, или же вы предпочтете разработать и изготовить его самостоятельно. Я делал и так, и так.

Надо сказать, что и те, и другие педалборды выглядели очень даже неплохо! Сегодня выбор педалбордов просто огромен. Их выпуском занимаются, например, такие компании, как Pedaltrain, Behringer, Gator и SKB.

Конечно, если вы решите смастерить педалборд самостоятельно, вы сами сможете разработать его дизайн, индивидуально подобрать размер и другие характеристики. Так же его можно украсить, заказав на него виниловые наклейки с логотипами любимых групп.

Тюнер (Tuner)

После того, как вы определитесь с тем, будете ли вы приобретать педалборд или делать его своими руками, вам понадобится тюнер, чтобы ваша гитара была всегда четко настроена.

С тюнером можно легко и быстро настроить гитару после исполнения той или иной композиции или, например, после перерыва.
Вот некоторые из неплохих моделей тюнеров:

  •  T.C. Electronic PolyTune 2 / PolyTune Mini — очень точный и качественный тюнер.
  •  Boss TU-2/TU-3 — высокое качество продукции компании Boss известно всем!
  •  Mooer Baby Tuner — компактный тюнер, который прекрасно подойдет к любому педалборду.

Я лично предпочитаю небольшие тюнеры, потому что не люблю, когда они занимают много места на педалборде — так значительно легче разместить на нем остальные педали.

Педаль Wah-Wah («Квакушка»)

Теперь на очереди педаль wah-wah (также известная, как «квакушка»). Конечно, только в том случае, если вам нравится звучание этого эффекта.

Эту педаль можно отлично применять, играя в стилях рок и металл. Ее активно используют такие известные гитаристы, как Слэш (Slash) и Кирк Хэммет (Kirk Hammet). Производством педалей wah-wah занимаются такие компании, как:

Обязательно испытайте такую педаль! Только так вы сможете понять, нужна ли она вам. А знали ли вы о том, что Марк Нопфлер (Mark Knopfler) из Dire Straits очень активно пользуется педалью wah-wah, исполняя композицию «Money for Nothing»? Педаль устанавливается в фиксированное положение («fixed»), что означает, что она находится в одной и той же позиции на протяжении всего трека.

Компрессор (Compressor)

Кроме педали wah-wah, вам может понадобиться компрессор. Это отличный эффект, например, для стиля фанк. Он способен придать вашим соло яркость и добавить сустейн. Компрессор нужен далеко не всем гитаристам. Поэтому лучше протестировать несколько моделей и решить для себя, нравится ли вам этот эффект и так ли он необходим в вашем случае.

Вот несколько примеров хороших компрессоров:

  •  Boss CS-1/CS-2/CS-3;
  •  Mooer Yellow Comp;
  •  MXR Dyna Comp.

Овердрайв (Overdrive) и дисторшн (Distortion)

Итак, переходим к одной из главных составляющих звучания гитары любого гитариста — эффектам овердрайв и дисторшн. (Лично я просто балдею от них!) Педали овердрайв и дисторшн, по сути, искажают сигнал, исходящий от гитары, и направляют его в усилитель.

Овердрайв и дисторшн широко применяются на многочисленных записях огромным количеством гитаристов. Сегодня на рынке можно найти педали овердрайв и дисторшн от большого числа брендов, поэтому определиться с тем, что подходит именно вам, будет не так просто.

Выбирать можно, например, из следующих моделей:

  •  Boss: SD-1 / DS-1 / BD-2 / OS-2 / OD-3 / BC-2 / DS-2.
  •  MXR: Super Bada-s Distortion / GT-OD / Distortion + / Fet Drive.
  •  Mooer: Green Mile / Hustle Drive / Rumble Drive / Solo Distortion.
  •  Electro-Harmonix: Big Muff / East River Drive / Soul Food.
  •  Carl Martin: Plexitone / DC Drive / AC-Tone / Heavey Drive.
  •  Ibanez: TS-9 Tube Screamer / TS-9 DX.
  •  Maxon: OD808X / SD-9 Sonic Distortion / VOP-9 Vintage Overdrive Pro.
  •  Blackstar: HT-Series.

Педаль-бустер (Boost Pedal)

Вполне возможно, что вам также понадобится бустер. Такая педаль поднимает уровень вашего сигнала. Например, она может усилить сигнал, обработанный педалью овердрайв, на выходе и/или добавить больше высоких/средних/низких частот, в зависимости от вида бустера.

Модели педалей-бустеров:

  •  Blackstar: HT Boost;
  •  Mooer: Pure Boost / Flex Boost;
  •  Keeley: Katana Boost;
  •  Electro-Harmonix: LPB-1 / Screaming Bird;
  •  Artec: Gainer Boost;
  •  MXR: Micro Amp / Micro Amp +;
  •  T.C. Electronic: Spark Booster.

Педаль громкости (Volume Pedal)

Со временем вам может пригодиться также и педаль громкости. Она позволяет контролировать громкость вашего сигнала. С ее помощью вы легко сможете регулировать громкость и, например, добавить немного экспрессии вашему соло.

Варианты моделей педалей громкости:

  •  Ernie Ball: EB6181;
  •  Dunlop: GCB80;
  •  Boss: FV-500-H.

Педали модуляции (Modulation Pedals)

Многие известные гитаристы, помимо прочего, используют педали модуляции. Эти эффекты способны добавить разнообразия вашему звучанию. К педалям модуляции относится все, начиная от хорусов типа lush и liquid, до фазового вибрато и фленджеров.

Говоря об эффектах модуляции, стоит подробнее остановиться на нескольких из них.

Начнем с хоруса (chorus). Эта педаль добавляет звучанию гитары эффект своеобразного «мерцания»/колебаний.

Из известных гитаристов, использующих этот эффект, можно назвать, например, Энди Саммерса (Andy Summers) из группы Police и Кита Скотта (Keith Scott), сопровождающего Брайана Адамса (Bryan Adams). Вам без сомнения доводилось слышать некоторые записи Police. Наверняка вы заметили плавное и переливающееся звучание гитары — это и есть хорус.

Варианты моделей хорусов:

  •  Boss: CH-1 / CE-20 / CE-5 / CE-2 / CE-3;
  •  Electro-Harmonix: Small Clone / Poly Chorus / Nano Clone / Neo Clone;
  •  Mooer: Chorus Ensemble / Mod Factory;
  •  Carl Martin: Classic Chorus;
  •  MXR: Stereo Chorus / Analog Chorus / Micro Chorus;
  •  T.C. Electronic: Corona Chorus.

Теперь поговорим о фэйзере (phaser). Также его называют фазовым вибрато. Этот эффект используют такие музыканты, как, например, Дэвид Гилмор (David Gilmour) из Pink Floyd и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen). Эффект некоторых фэйзеров проявляется как-то уж слишком сильно, поэтому испробуйте несколько и определитесь, нравится ли вам такое звучание.

Это могут быть, например:

  •  MXR: Phase 90 / Phase 100 / Phase 99;
  •  Boss: PH-1R / PH-2 / PH-3;
  •  Mooer: Ninety Orange Phase;
  •  Electro-Harmonix: Small Stone / Nano Small Stone / Stereo Polyphase.

 Ну и конечно, нельзя забывать о педали фленджер (flanger). Педаль фленджер — неотъемлемая часть «фирменного» звучания гитары Дэвида Гилмора на записях группы Pink Floyd. Эдди Ван Хален также часто пользуется ей.

Фленджеры придают звучанию плавность. Также с их помощью можно достичь действительно поразительно интересных эффектов.

Варианты фленджеров:

  •  T.C. Electronic: Vortex Flanger;
  •  Boss: BF-3 / BF-2;
  •  Ibanez: AF2 Paul Gilbert Signature Flanger;
  •  MXR: M117R Flanger;
  •  Electro-Harmonix: Neo Mistress / Deluxe Electric Mistress.

Педаль дилей (Delay Pedal)

Педали дилей относятся к категории эффектов, «основанных на времени». Дилей очень хорошо звучит при игре соло. Он добавляет вашему звучанию равномерный фон и выделяет ваше соло. Для того, чтобы привыкнуть к звучанию дилея, нужно время, но очень скоро вы поймете, что уже не можете без него обходиться!

Хорошие варианты педалей дилей:

  •  Boss: DD-20 / DD-7 / DD-5 /RE-20 / DD-3;
  •  Electro-Harmonix: Memory Man Deluxe / Memory Man Nano;
  •  MXR: Carbon Copy;
  •  Line 6: DL-4 Delay;
  •  T.C. Electronic: Flashback / Flashback X4 / Alter Ego X4;
  •  Mooer: Ana Delay / Reecho / Echolizer / Repeater / Reecho PRO.

Педаль реверберации (Reverb Pedal)

Ни в коем случае нельзя забывать о педали реверберации. Она придает звучанию гитары приятное эхо. Существуют разные виды эффекта реверберации, такие как модулированная реверберация, эффект игры в комнате, зале. Ревербераторы бывают, например, пластинчатыми и пружинными. Лично я очень часто пользуюсь ревербератором и просто не могу обойтись без него! Мне очень нравится этот эффект.

Варианты педалей реверберации:

  •  Boss: RV-2 / RV-3 / RV-5;
  •  Electro-Harmonix: Cathedral Reverb / Holy Grail Reverb;
  •  Mooer: Shimverb / SkyVerb;
  •  Line 6: Verbzilla;
  •  T.C. Electronic: Nova Reverb / Hall of Fame / Trinity.

Цепь и порядок расположения педалей на педалборде

Размещая педали на педалборде, любой гитарист рано или поздно осознает, что педали следует соединять друг с другом в определенном порядке. Именно этого порядка я и придерживался в данной статье.

Но это не значит, что вам нельзя экспериментировать с порядком соединения педалей. Ищите свои варианты, подходящие именно для вас. Порядок, описанный здесь, — это своего рода основа.

Он обеспечивает хорошее звучание и правильное соединение педалей.

Если вы хотите попробовать другие варианты, обязательно сделайте это! Многие известные гитаристы нашли свое «фирменное» звучание именно таким способом. Поэтому вперед на поиски «своего» звука!

Итак, подведем итог. Ваша цепь может выглядеть следующим образом:
гитара — тюнер — педаль wah-wah — компрессор — овердрайв и дисторшн — бустер — педаль громкости — хорус — фэйзер — фленджер — дилей — ревербератор — усилитель.

Бонус для любознательных

Говоря об эффектах модуляции и об эффектах, основанных на времени (хорус, фэйзер, фленджер, дилей и ревербератор), следует упомянуть о том, что их можно соединить в цепь иным образом. Многие гитаристы заметят, что некоторые из таких педалей дают слишком грязное, слабое или слишком яркое звучание, если они соединены с другими педалями последовательно.

Решение этой проблемы — петля эффектов (effects loop) на вашем комбо. Петлей эффектов стоит пользоваться, потому что различные педали эффектов и усилители работают по-разному. Смысл здесь в том, что некоторые эффекты звучат лучше, если они расположены в цепи до усилителя, а некоторые — если они расположены в цепи после усилителя. Именно для этого и нужна петля эффектов.

Вот как можно это сделать:

1. Подключите тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости в порядке, указанном выше (гитара — тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости).

2. Если вы также хотите использовать эффекты модуляции и эффекты, основанные на времени, поступите следующим образом:
Соедините хорус, или другую педаль модуляции, с усилителем (гнездо «input» на педали — «FX Loop Send» на комбо).

Затем стройте цепь стандартным образом: хорус — фэйзер — фленджер — дилей — ревербератор. Но выход «output» на ревербераторе вы должны будете соединить с гнездом «FX Loop Return» на комбо.

Так вы разместите тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости перед усилителем, а модуляция и эффекты типа дилея, реверберации и пр. будут находиться в цепи после усилителя.

Надеюсь, эта статья мотивирует гитаристов на эксперименты и поиски «своих» гитарных эффектов!

Источник: https://gitarshkola.ru/kak-opredelitsya-s-naborom-pedalej/

Гитарный эффект — delay: педаль для космонавта (1 часть)

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Одним из наиболее популярных гитарных эффектов без сомнения является Delay. Даже у начинающих гитаристов второй покупкой после педали перегруза, зачастую становится какое-нибудь простенькое эхо, что уж говорить о профессионалах в арсенале которых несколько разных Delay эффектов совершенно обычное дело.

Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.

Первое появление гитарного эффекта delay

Впервые на записи Delay появился в 50-х годах прошлого века, эффект был реализован путем смещения уменьшенных по громкости копии одной из дорожек на магнитной ленте. Повторить этот эффект можно в любом секвенсоре, сделав копию записанного трека, немного уменьшив его громкость и сместив на небольшое время (от 50мс до 2сек).

Tape Delay (Ленточная Задержка)

Со временем многие музыканты захотели применять подобный эффект не только в студийной работе, но и в концертной деятельности.

Плодами этих желаний и работы инженеров, стала разработка и производство ленточных эхо машин, принцип действия которых заключался в прокручивании магнитной ленты по кругу, в следствии чего скорость движения ленты регулировала время задержки, а степень намагничивания ленты громкость повторов. Типичный пример такого прибора — это знаменитый ленточный дилей Echoplex EP4.

Ленточный delay Echoplex EP4

В силу немалого веса и такой же неподъемной цены, подобные девайсы стали прерогативой исключительно обеспеченных музыкантов, а в следствии того, что такие люди как правило были звездами первой величины нет ничего удивительного, что со временем спрос на доступный по цене и размеру делей стал просто огромным.

Bucket-Brigade Delay (Аналоговый Дилей)

Первыми кто заменил магнитную ленту, дискретной аналоговой линией задержки были инженеры фирмы Philips, данный эффект был назван Bucket-Brigade и ассоциировался с бригадой пожарников, передающей по шеренге ведро с водой, теряя при этом с каждой передачей воду, а в случае с аудио сигналом частоты полезного сигнала, нарезанные на дискретные полоски и двигающиеся по цепочке.

Аналоговый delay Bucket Brigade Delay

Немного позже фирма Reticon выпустила чип для этих целей (SAD1024), обеспечив таких производителей как EHX, MXR, Ross и им подобных работой на несколько лет вперед.

Эти дилеи строились на трех чипах имели задержку всего 0.2мс, но при этом размер и вес в несколько десятков раз меньше, чем у ленточных дилеев, обычно это был кирпич весом 1-2кг.

Сегодня это выглядит дико, а на тот момент безусловная победа.

«Компактный» двух килограммовый дилей Ross

Однако, настоящий прорыв произошел в Японии, после выпуска компанией Panasonic чипов MN3005, MN3007 и MN3205 стоивших гораздо дешевле чипов SAD1024, но при этом предоставлявших большее время задержки, в следствии чего компания Reticon приказала долго жить.

Те самые чипы

Флагманом чипов Panasonic стала отделившееся от Roland фирма Boss и их шедевральный DM-2, за которым последовали практически точные его копии от Ibanez (о которых мы подробно писали в статье история гитар Ibanez) и Maxon. Эти дилеи уже были привычного, компактного форм фактора и питались от 9в. А об удачности схемы, ярче всего говорит её копирование даже в наше время, ярчайший пример Way Huge Aquapuss.

Гитарная педаль эффектов BOSS DM-2

Если говорить о звуке аналоговых дилеев, то это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, однако за это приходится платить как правило — это клипинг и clock noise, и если первое это явный баг, то со вторым не все так просто.

Clock noise — фирменный гитарный эффект Sonic Youth

Clock noise — это высокочастотный шум, напоминающий тиканье часов, возникающий как правило на больших значениях обратной связи дилея, казалось бы ничего хорошего, однако многие музыканты находят в этом интересный и необычный эффект, в частности Sonic Youth.

Blue Face Electro Harmonix Deluxe Memory Man Repair

Oscillation (заводка) — побочный эффект

Еще одним часто используемым Sonic Youth эффектом является самовозбуждение дилея так называемая заводка, наиболее яркий и знакомый большинству пример использования — это концовка Radiohead`овской Karma Police (примерно с 3:40), достигается этот эффект на минимальной времени задержки и максимальном фидбеке, однако заводку можно держать в узде с помощью ручки микс, как пример такой фоновой осцилляции Blueneck – Barriers Down.

MF Delay

Модуляция в эффекте deyal

Говоря о аналоговых дилеях нельзя не упомянуть такую вещь как модуляция, в первую очередь — это дань уважения ленточным дилеям и имитации перепадов скорости ленты.

Подобные перепады в силу конструкции пленочных дилеев, были совершенно заурядным делом, но при этом придавали повторам шарма, пришедшимся многим музыкантам по вкусу.

В аналоговых дилеях модуляция как правило реализована добавлением хоруса.

ES2 — Echo Shifter Analog Delay

Digital Delay (Цифровой Дилей)

Прогрессирующие цифровые технологии, на рубеже 70-х и 80-х, стали благодатной почвой для разработки и создания первых цифровых дилеев, на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований.

Данная технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, что сказывалось на звуке, он был четким, читаемым, но при этом в сравнении с аналогом достаточно холодным.

Первым массовым хитом на основе данной технологии стал Boss DD-2.

Один из первых цифровых дилеев — BOSS — DD2

Не смотря на то, что Boss произвели фурор со свои DSP дилеем, избавив пользователей от клипинга и предоставив почти идеальные повторы,  многим музыкантам не хватало шарма несовершенных аналоговых дилеев, что в свою очередь побудило производителей  добавлять в схемы частотные фильтры, имитируя тем самым старые аналоговые линии задержки. Яркий пример Boss DD-7 имитирующий классический аналоговый  DM-2.

Классический цифрой дилей BOSS-DD7

Tap Tempo delay

Так же цифровые делеи помимо четких и читаемых повторов принесли и заметно большее время задержки.

И если с аналоговым дилеем, с максимальной задержкой как правило в районе 300мс и размытыми повторами, проблем с синхронизацией не возникало, в силу отсутствия необходимости этой самой синхронизации (хотя были и исключения, вроде Эйджа), то цифровые дилей принесли и новую головную боль своим владельцам.

Однако, решение довольно быстро нашлось, путем добавления функции с помощью которой можно было задать темп ритмичным нажатием на кнопку, проблема синхронизации решилась

Delay-калькулятор

Не смотря на то, что Tap Tempo штука безусловно полезная и нужная, есть она далеко не на всех даже цифровых дилеях, а вот играть с ритмичным дилеем хочется многим. Решение этой проблемы есть, нужно всего лишь воспользоваться формулой расчёта времени задержки дилея, в соответствии с которой можно самостоятельно рассчитать нужные параметры.

Например, есть трек со скоростью 120 ударов в минуту. В одной минуте 60000 ms, в одном такте 4 доли, получаем:
240000/120=2000ms. далее, исходя из этого:

1/2=1000ms1/3=666.67ms1/4=500ms1/8=250ms1/16=125ms

1/32=62.5ms

Источник: http://gtars.ru/oborudovanie/gitarnyj-effekt-delay-pedal-dlya-kosmonavta-1-chast/

Delay – один из самых популярных гитарных эффектов

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

16.07.2018

На сегодняшний день Delay является одним из самых популярных гитарных эффектов. Как правило, он имеется в арсенале каждого гитариста, иногда и в нескольких вариантах (моделях).

В переводе с английского, delay означает «задержка», что в полной мере описывает принцип его действия. Это эффект задержки звука, когда к исходному сигналу добавляется одна или несколько его копий, но задержанных во времени. Время задержки составляет не менее 50-60 мс.

Данный эффект позволяет создавать довольно интересное и необычное звучание гитары, а также подобрать различные параметры для идеального звука.

История

Появление дилея можно отнести к пятидесятым годам прошлого века, тогда эффект достигался смещением уменьшенных по громкости копий одной из дорожек на магнитной ленте.

Затем началось производство ленточных эхо-машин, в которых магнитная лента прокручивалась по кругу, ее скорость регулировала время задержки, а степень намагничивания – громкость повторов.

Данный принцип действия был реализован в ленточном дилее ECHOPLEX EP4. Подобные устройства имели очень большой вес и немалую стоимость.

Первыми, кто заменил магнитную ленту дискретной аналоговой линией задержки, были инженеры PHILIPS. Но настоящий прорыв в этой области осуществила компания PANASONIC, которая выпустила в продажу чипы MN3005, MN3007 и MN3205, позволившие сделать устройства с эффектом дилей более доступными и гораздо более компактными.

Эффект дилей быстро приобрел популярность среди музыкантов, и производители начали выпускать его в виде напольной педали и встраивать в различные процессоры эффектов. В настоящее время практически все крупные производители гитарных примочек имеют в своих модельных линейках гитарные педали delay.

Современные дилеи бывают аналоговые и цифровые.

В цифровом варианте (digital delay) осуществляется цифровая обработка сигнала (АЦП-память-ЦАП), а в аналоговом (analog delay) – используются приборы с зарядовой связью (большое количество конденсаторов передают друг другу заряды под действием синхроимпульсов). Стоит отметить, что цифровые дилеи предоставляют больший диапазон времени задержки сигнала.

Если говорить о различиях в звуке, то в аналоговом дилее звук будет более «теплым и расплывчатым», в цифровом – чётким и «холодным».

Аналоговый дилей – это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, за которую приходится расплачиваться клиппингом и clock noise (высокочастотным шумом, возникающим на больших значениях обратной связи дилея).

Стоит упомянуть о модуляции в аналоговых дилеях, которая напоминает о первых пленочных устройствах и имитирует перепады скорости ленты, придающих некоторый шарм повторам дорожек.

Первые цифровые дилеи на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований появились на рубеже 70-х и 80-х. Их технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, поэтому звук был четким, читаемым, но при этом довольно холодным (по сравнению с аналоговыми).

Наиболее успешной моделью дилея на основе данной технологии стала BOSS DD-2, избавившая пользователей от клиппинга и предоставив почти идеальные повторы. Со временем производители добавили в схемы частотные фильтры, имитируя старые аналоговые линии задержки.

Появившиеся цифровые дилеи могли также похвастать заметно большим временем задержки.

Основные параметры

  • Delay Time – время задержки сигнала, т.е. промежуток времени между повторениями сигнала, выраженный в миллисекундах (мс). Данный параметр является очень важным, когда приходится регулировать время задержки, подстраиваясь под различные темпы. Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить: модуляционный тип (flanger, chorus) или более атмосферные echo и reverb. Большинство дилеев имеет функцию модуляции, представляющую собой вариацию осциллятора низкой частоты (LFO), который уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции низкой частоты. Управление модуляцией позволяет получить звук falnger или chorus, сделать звук свистящим. Если же вы хотите, чтобы задержанный сигнал не отличался от входного, просто установите ручку модуляции в ноль.
  • Feedback (Repeat) – количество задержек сигнала (от одной до бесконечности). При выставленном в ноль регуляторе будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, воспринимаемых на слух как эхо, 5-6 повторов хороши для ревера и слэпбэка.
  • Level – громкость повторяемого сигнала по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении будет проходить только необработанный сигнал, никакого эффекта вы не услышите. При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.

Почти все дилеи имеют два раздельных выхода, позволяющие раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места (разные каналы стереоусиителя, например, или в разные входы микшера, усилители и т.д.). Хотя чаще всего смешанный сигнал подается с одного выхода на вход усилителя.

Обычно в дилеях применяется активный байпасс, при выключении прибора, отключается только подача сигнала на чип, а вот выходящий сигнал продолжает свой путь, чтобы эффект не обрывался резко, а продолжал звучать.

Дополнительные парметры эффекта

  • Баланс (balance, mix) — соотношение исходного и задержанного сигналов.
  • Тип (type) — характеризует тип используемого дилэя:
  • slapback delay — короткая одиночная задержка без обратной связи длительностью до 120 мс.
  • echo — более длинная задержка с обратной связью.
  • multi tap delay — несколько последовательных задержек.
  • stereo delay — левый и правый каналы обрабатываются с разными параметрами обратной связи и времени задержки.
  • rhythmic delay — тоже, что и stereo delay, но параметры времени задержки каналов устанавливаются в строгой зависимости друг от друга.
  • ping pong delay — поочередное панорамирование задержанного сигнала в левый/правый канал.
  • reverse – воспроизведение записанного в буфер сигнала в обратном порядке (в цифровых эффектах).
  • dynamic delay — уровень задержанного сигнала в зависимости от уровня входного (задержанные фразы звучат тише и не мешают новым фразам).
  • modulated delay — задержанный сигнал обрабатывается другими эффектами (хорус, флэнжер и пр.)

Органы управления

Основные:

  • Time,Tempo, Rate -время задержки;
  • Mix, Balance, Blend — громкость повторов;
  • Feedback,Regen, Repeat — количество повторов.

Дополнительные:

  • Tone — тембр окраски обработанного сигнала, от яркого к темному;
  • Level — громкость чистого сигнала;
  • Mod Depth — глубина модуляции на повторах;
  • Type  – выбор типа используемого дилея.

Выбор

При выборе делея обращайте внимание на следующие характеристики.

  1. Функционал: наличие 3 основных ручек (время задержки, обратная связь, громкость хвостов) и инструментальных выхода и входа, а также дополнительные регуляторы для более точной настройки эффекта.

  2. Эргономика: размер, вес, расположение входов/выходов, доступ к регуляторам, питание, удобство при использовании.

  3. Звук: очень субъективный параметр, обязательно прослушайте эффект перед его покупкой.

  4. Соотношение цена-качество.

Некоторые начинающие гитаристы думают, что дилей – это всего лишь эффект эха, но они просто не знают на что способен этот эффект.

Многофункциональный цифровой дилей с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков.

Так что возможности этого, простого на первый взгляд, эффекта поистине очень широки, стоит о них узнать, попробовать и начать экспериментировать со звуком. У вас обязательно это получится, пробуйте!

Источник: https://pop-music.ru/articles/delay-odin-iz-samykh-populyarnykh-gitarnykh-effektov/

Deep Blue Delay

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Mad Professor – профессиональные гитарные педали из Финляндии. За восемь лет своего существования, компании удалось создать одну из самых больших линеек бутиковых примочек. Главный специалист и разработчик – электронный гений Bjorn Juhl, работает в сфере электроники музыкальных инструментов уже 30 лет.

Дилей с великолепным, прозрачным и объемным звучанием. Имеет минимальный набор настроек, что отнюдь не делает его мало функциональным. Педаль имеет частотные характеристики, аналогичные классическим ленточным эхо генераторам.

Кроме того, Deep Blue Delay был разработан специально для того, чтобы эффективно звучать не только на чистом звуке, но и вместе с самыми разнообразными вариантами перегрузов.

Дилей можно поставить как перед перегрузом, так и за ним в цепочке — в любом случае, он не будет портить сочный звук перегруза.

Схема

Схема любезно предоставлена нашим замечательным пользователем Baly.

Печатная плата

Печатная плата разведена в программе Sprint Layout 5.0

Конденсаторы в сигнальных цепях, почти все, фирмы Epcos, но я бы не стал утверждать что это обязательно, есть мнение что микросхема PT2399 сама по себе даёт не очень чистое звучание и не зачем ставить дорогие фирменные конденсаторы, к тому же конденсаторы с 7-й и 8-й ноги микросхемы можно вообще поставить керамические.

Я использую Epcos от того что больше им доверяю. Хотя, внимательные сразу обратят внимание, что на фотографии готовой платы конденсаторы 2,2нФ (у ножек 16-15 и 13-14 микросхемы), не только не Epcos, но ещё и разные. Ну просто не было у меня второго конденсатора на 2,2нФ вот и поставил один на 1,8нФ, на качество звука это не повлияло.

Однако, я рекомендую не экономить хотя бы на тех конденсаторах, которые являются общими для сигнальных цепей основного и задержанного сигнала (22нФ и 1нФ.

Кнопку на три группы контактов я использовал не совсем «стандартную», но в файле две платы и вторая разведена как раз под более популярную кнопку 3PDT.

Обратите внимание, что на первом варианте печатной платы (той, по которой я и собирал) есть одна перемычка под входным гнездом, соединяющая основную землю с землёй для светодиода. На втором варианте перемычек нет. Для соединение корпуса с землёй, припаиваем проводник от контакта 1 потенциометра Mix к его корпусу, но можно использовать и другой, удобный вам, вариант.

Операционный усилитель у меня стоит TL072. Из того что у меня было, он звучал здесь лучше всего. Хотя, можно поставить любой аналогичный.

Небольшие осложнения могут возникнуть с монтажом микросхемы стабилизатора 78L05, так как контакты на плате для его впайки очень мелкие и соседние дорожки проходят очень близко. Но, при неторопливом и обдуманном подходе ко всему процессу изготовления, это не будет проблемой.

Корпус

Ниже предоставлена схема сверловки отверстий в корпусе.

Я использовал заказной корпус по моим размерам, но печатная плата должна без особых проблем поместиться в так любимой всеми Gainta G0124.

Особо отмечу, при установке в корпус Gainta G0124, перед изготовлением печатной платы проверьте вылет входного и выходного гнезд, на предмет соответствия их размерам и размера корпуса. Если что — на плате их можно ещё пододвинуть поближе друг к другу, или подальше если это потребуется.

Установка гнезда питания в корпус:

Готовое устройство может быть оформлено так:

Вы можете услышать небольшой щелчок при включении педали на моём ролике(доступен для просмотра ниже), но я в этом виню только кнопку, так как подобную я использую впервые, до этого пользовался более дорогими «стандартными» 3PDT.

В виду того, что микросхема PT2399 выпускается разными производителями, возможна некорректная работа устройства. В случае, если не происходит образования самого эффекта задержки звука, рекомендуется спаять 3ю и 4ю ножки микросхемы PT2399.

Изготовление педали в формфакторе «мини»

Данное устройство можно уместить в корпусе Gainta G0123(так называемый «сникерс-сайз»). Для изготовления подобной миниатюрной педали, большинство используемых в схеме деталей будет SMD, однако это не касается микросхемы PT2399 и операционного усилителя TL072.

Печатная плата, разработанная пользователем austin316, выглядит следующим образом:

В готовом виде плата выглядит так:

Оформлена готовая педаль, может быть следующим образом:

Примеры звучания

На следующем видео-ролике Вы можете увидеть разные режимы работы устройства.

Список элементов

Резисторы(0,25Вт):

  • 1м — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 3,6К — 1шт (для светодиода)
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт

Переменные резисторы:

Конденсаторы:

  • 100мкФ*16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ*16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт

Диоды:

Микросхема стабилизатора

Микросхемы:

  • PT2399 — 1шт
  • TL072 — 1шт ( NE5532, JRC4558, NJM4558)

Остальное:

  • Кнопка 3PDT — 1шт
  • Панель под микросхему 8 pin — 1шт
  • Панель под микросхему 16 pin — 1шт
  • Гнезда jack 6,3мм для печатного монтажа — 2шт
  • Ручки для переменных резисторов — 3шт
  • Гнездо питания круглое пласт. 5,5×2,1 мм внутреннее (крепление на корпус) — 1шт
  • CWF- 2 вилка на плату 2.50мм прям. закр. — 1шт (для питания)
  • CHU-2 розетка каб.с конт. 2.50мм — 1шт (для питания)
  • Светодиод — 1шт
  • Держатель для светодиода — 1шт (в случае установки его как это сделано у меня)

Всем удачной сборки и интересных звуков!

Источник: https://guitar-gear.ru/2016/deep-blie-delay/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.