ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Двухтактный усилитель на лампах

ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

   При построении стереоусилителей с целью уменьшения габаритов часто используют в качестве силовых трансформаторов тороидальные.

К построению лампового усилителя звука я подошел радикально и все моточные компоненты аппарата в основе своей имеют тороидальный магнитопровод – пара выходных трансформаторов, пара дросселей и сетевой.

   Блок питания УНЧ.

Обычно в качестве гасящих сопротивлений для подачи анодного напряжения на входные каскады используются простые резисторы. Их недостатки очевидны: большое тепловыделение и низкий уровень фильтрации. Куда предпочтительнее в этом случае использовать дроссели с необходимым активным сопротивлением обмотки.

Для бОльшего разделения каналов питание входных каскадов каждого из каналов разделено своими дросселями, намотанными на одном магнитопроводе. Точнее – двухобмоточным дросселем. Выходные каскады, как видно по схеме блока питания, питаются от одного источника. Схема двухтактного лампового УНЧ:

   Усилитель мощности. Каналы стереоусилителя, естественно, идентичны. Один из них представлен на схеме. В качестве входной лампы применена 6Н1П, с ней усилитель показал себя наиболее тяжело звучащим. Схема выхода УНЧ двухтактная, с фазоинвертором. В схеме отсутствуют элементы регулировки. У меня было около двух десятков ламп 6П43П-Е (еще с советских времен), и мне удалось подобрать лампы в пары. То же самое касается и триодов ламп 6Н1П. Монтаж усилителя навесной. Первыми паяются накальные провода. Затем резисторы, соединяющие накальные обмотки с общим проводом. Далее прокладывается общий провод. Он представляет из себя залуженый медный проводник диаметром 1 мм, но конечно же можно и толще. При аккуратном монтаже получается красивое и прочное соединение, причем без всяких болтов. Длина всех соединительных проводов минимальна.    Все межкаскадные конденсаторы марки К73-9, неполярные конденсаторы в фильтре питания марки К73-17. Неполярные конденсаторы в катодах всех ламп так же марки К73-17. Резисторы в цепях накала – углеродистые марки С2-33-Н2. Моточные данные дросселей приведены в таблице. Магнитопровод дросселей имеет немагнитный зазор. Секции первичной обмотки выходного трансформатора соединяется последовательно. Секции вторичной обмотки-параллельно. Все моточные компоненты, кроме выходных трансформаторов, были изготовлены мной самостоятельно; намотать выходные трансформаторы я доверил профессионалам.

   Конструктивно усилитель выполнен в виде металлического шасси (220 на 300 на 40 мм) с открытым дизайном, то есть все лампы и трансформаторы выведены на поверхность. На передней панели отсутствуют какие-либо регулировки и выключатели, и вот почему: громкость регулируется в принципе на любом источнике сигнала, так зачем пропускать сигнал через еще одну деталь? Выключатель сетевого напряжения расположен на задней панели. Таким образом я избежал проводки сетевого провода через весь усилитель к передней панели, где обычно монтируется кнопка включения, тем самым существенно сократив уровень фона на выходах усилителя. Тимошенко Андрей г. Железногорск.
Понравилась схема – лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

   Этот HI-FI ламповый усилитель, может быть рассмотрен как классический бренд от Hashimoto. Это не самодельная схема, разработанная на коленке, а рабочий чертёж промышленно выпускаемого УНЧ на лампах от известной фирмы.

Но так как цена на него мало кому доступна, попробуем собрать его самостоятельно.

В схеме реализован классический push-pull тип усилителя, который довольно часто применяется в HI-FI устройствах, но если нужно поднять планку чуть выше, для HI-END нужен однотактный выход.

Ламповый усилитель на КТ88 – схема

   Когда речь заходит о том, какие радиолампы ставить на выходной каскад – 6L6, 6V6, KT66, KT88, 6550, EL34, или даже LS70, замечу, что попробовал все эти лампы и остановился на KT66 и KT88.

   Первый потенциометр в схеме (т.е., недалеко от трансформатора) позволяет вам выбирать в зависимости от типа лампы напряжение смещения, -35 В для EL34, на 6L6 -45/-55 В. Второй потенциометр нужен для балансировки выходных ламп, то есть равенства токов покоя, и, как следствие – симметрии полуволн сигнала на звуковом трансформаторе.

Трансформаторы лампового усилителя

   Трансформатор питания можете взять любой – как самодельный перемотанный, так и готовый, с напряжениями и токами вторичных обмоток указанными на схеме. Небольшое отклонение +-20% вполне допустимо.

Дроссель берите из лампового телевизора или в крайнем случае им будет первичка сетевого трансформатора на мощность от 60 ватт. По нему будет протекать ток около 0,3А.

Специализированный трансформатор от Hashimoto HW-100-5 заменяется на подходящий для двухтактной схемы усилителя на лампах, с мощностью выхода от 50 ватт и выше.

   Корпус собран из куска листового железа, а боковухи – ДСП (не хватило материала). Конструкция ещё полностью не закончена, планируется улучшить вид за счёт замены боковых панелей на металл. Звучание лампового усилителя на КТ88 как и положено для ламп – мягкий приятный звук, который совсем не утомляет, а мощности в 100 ватт хватает на все случаи жизни!
Понравилась схема – лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

Page 3

   Мы привыкли, что для УНЧ к наушникам достаточно простой микросхемы, но эта схема в этом плане очень необычная. Простой гибридный усилитель для наушников можно собрать своими руками, используя минимум компонентов.

В этой схеме используется зарубежная лампа 12AU7 (ECC82) для усиления напряжения и полевой транзистор MOSFET IRF612 в качестве повторителя, для согласования сопротивлений. Нужна только одна лампа – на каждый канал идёт по половинке триода.

Что особенно будет многим приятно в данной схеме – обе лампы и MOSFET работают от невысокого напряжения, всего 24V внешнего источника питания.

Ламповый усилитель для наушников – схема электрическая

   Многие стремятся иметь для высококачественного звуковоспроизведения именно ламповый усилитель, но проблема заключается в получении для них высокого напряжения питания анода. Поэтому был построен усилитель, который имеет наименьшее количество радиодеталей и не требует специального лампового трансформатора. На выход планируется подключать 32 омные наушники.

Ламповый усилитель для наушников самодельный

   Результаты прослушивания этой схемы оказались потрясающими. Почти 20 дБ усиления в диапазоне частот 20Гц-100кГц от питания 24 вольта постоянного тока.

Для усилителя выбрана именно 12AU7 / ECC82, поскольку она может работать с низким напряжением питания, а нити накала требуют напряжения 12,6 вольт, поэтому нет необходимости сильно уменьшать основное напряжение – просто соединяем накал с блоком питания через резистор на несколько ватт.

О миниатюрных размерах устройства говорит пластиковая карта, на которой лежит весь стереоусилитель.
Понравилась схема – лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

Page 4

   Купить или собрать самому? Такой вопрос никогда не встанет перед настоящим радиолюбителем, особенно если речь идёт о простом устройстве, например портативном усилителе к наушникам.

Это статья о новой конструкции самодельного усилителя для наушников.

особенность заключается в том, что предлагаемая схема включает в себя кроме самого УНЧ, усилитель басов и зарядное устройство для встроенной батареи 9V.

Описание схемы

   Резистор Р1 – потенциометр с кнопкой включения/выключения. C2-конденсатор связи. R2 определяет входное сопротивление усилителя. R3 и R4 задают коэффициент усиления усилителя на ОУ (5x в данном случае). Rb и Cb – ОС бас-boost.

Эти компоненты нужны для усиления низких частот. Для низких частот коэффициент усиления 14. За счет увеличения Rb вы можете увеличить усиление низких частот и наоборот. Вы можете уменьшить частоту среза за счет увеличения ёмкости конденсатора Cb.

Bass boost может быть вообще отключен в результате замыкания Rb резисторов. В качестве операционного усилителя использован OPA2132, но и многие другие могут быть установлены, например OPA2134, OPA2227, NE5532, …

C3+ C3- конденсаторы для блокирования питания для усилителя. Резистор R5 необязателен.

   C1 – высококачественный блокировочный конденсатор с низким ЭПС. Резистор R1 ограничивает ток через светодиод. Его сопротивление следует изменить в соответствии с выбранным типом светодиодов. D2 ограничивает максимальное напряжение входа 12В. U2 вместе с резистором R0 создаёт источник постоянного тока для зарядки батареи 9V. В данном случае R0 имеет значение 47 Ом, и тогда ток примерно 25 мА. D1 – диод Шоттки, чтоб не повредить схему при случайной противоположной полярности подключения БП.

Печатная плата для усилителя наушников

   Нами разработана печатная плата с двумя закругленными углами потому, что тогда она идеально подходит к коробочке из-под олова. Как вариант – возьмите красивую коробку от духов или одеколона, некоторые тоже продаются в таких, металлических.
Понравилась схема – лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

Источник: http://amplif.ru/publ/usiliteli_na_lampakh/dvukhtaktnyj_usilitel_na_lampakh/2-1-0-95

Однотактные и двухтактные ламповые усилители

ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Не раз мне приходилось слышать вопрос о том, какой тип лампового усилителя лучше, и в чём заключаются отличия между однотактом и двухтактом? Вопрос этот настолько технического плана, насколько и философского. Ибо рассуждение только с одной позиции кажется заранее обречённым на провал. Потому что никакие технические подробности не разрешат проблему индивидуальных особенностей восприятия каждого человека.

На просторах рунета полно противоположных суждений о том, что же всё-таки лучше: single-ended или push-pull? Сторонники двух враждующих лагерей ударяются в самые невозможные крайности со всеми вытекающими последствиями.

Значительно меньше адекватных статей и обзоров о разной специфике этих двух типов. А схемотехнических решений примерно поровну.
Мне хотелось бы описать основные особенности звучания этих двух типов, исходя из собственных субьективных ощущений.

Без предвзятых мнений и ссылок на статьи авторитетных экспертов в области аудио, о которых я мало чего знаю, по правде сказать. 

Исторически изначально появились однотактные схемы, которые применялись в ламповых радиоприёмниках, радиостанциях и телевизорах. Среди очевидных преимуществ однотакта можно выделить:

  • максимально короткий тракт, абсолютный класс «А»
  • одна лампа в выходном каскаде, не требуется подбор ламп в плече
  • значительная вторая гармоника даёт певучий звук
  • естественное соотношение между чётными и нечётными гармониками

С развитием медиа-индустрии людям понадобилась мощная аппаратура для озвучивания больших залов и кинотеатров. Однотактная схемотехника не справлялась с такими запросами. Количество ламп и их размеры увеличивались, а КПД оставался сравнительно низким.

Да и сложности с изготовлением выходных трансформаторов для таких схем никто не отменял. Плюс ещё и тепла выделяли такие агрегаты – будь здоров. Наверное, батареи в аппаратных киномехаников точно не требовались.

Как и в комнатах современных рядовых майнеров (за исключением зимнего периода в России).

Так вот, потом схемотехники взяли и придумали два плеча усиления. Когда звуковой сигнал расщепляется на две полуволны, усиливается по-отдельности, и затем вновь собирается воедино выходным трансформатором. Такой вариант сразу дал несколько преимуществ:

  • двукратное возрастание мощности
  • общее снижение фона и помех, поскольку лампы в плече взаимно их вычитают
  • меньшие требования к качеству выходных трансформаторов
  • способность работать с акустическими системами с более высоким импедансом (сопротивлением)

Отрицательные моменты:

  • необходимость подбирать парные лампы и балансировать режим работы
  • нарушение естественного соотношения между чётными и нечётными гармониками (что существенно обедняет звук)
  • более затратная конструкция, т.к. ламп в схеме больше в два раза

Монтаж ламповых усилителей на советских и зарубежных лампах

Мне довелось собрать три двухтактных, и один однотактный УМЗЧ.

Если выразиться точнее: двухтактный моно-усилитель для электрогитары с фиксированным смещением на выходных лампах 6п14п (фото слева), двухтактный стерео-усилитель с автосмещением на лампах 6п14п и двухтактный стерео-усилитель с фиксированным смещением на выходных лампах 6п3с. Однотактная схема сделана на буржуйских лампах 6SL7 (Tungsol) и KT88 (Electro-harmonics).

Потребность в хорошем ламповом звуке для электрогитары, собственно, и побудила меня к «лампостроительству». Потом захотелось собрать усилок для стереокомплекса, сделать ламповый преамп на 6н2п, купить виниловый проигрыватель и задуматься о необходимости фонокорректора.

Читая модные аудио-журналы, твёрдо решил поменять совдеповскую акустику «S-90» на двуполосные полочники от омской компании «Acoustic Lab» на динамиках Ciare. Обзавёлся дешёвеньким cd-проигрывателем «Iceberg», который играет на порядок выше звуковой карты «SB Audigy Player» и компьютерного dvd-привода.

Ну а спаянный под конец школьных лет усилитель на микросхемах TDA7294 озвучивал фонограммы в моей комнате аж с 2003 года.

Второй ламповый двухтакт на 6п14п предназначался уже для прослушивания аудио. Звук вкатил сразу своим «объёмом, тёплом и атмосферой». Да, как бы это не казалось смешным после многочисленных словесных излияний в пользу лампы. Но так оно и было на самом деле.

После TDA7294 и отечественных усилителей типа «Амфитона», «Радиотехники» и «Одиссея». Совсем иной характер звука, потрясающая динамика и передача высоких частот. “Dark side of the moon” и Stanley Clark открыли мне во всех подробностях прелести лампового звучания.

Сопровождалось это стойким ощущением вынутых из ушей парой бируши. Тарелочки, панорама, поющая середина – очевидные отличительные черты лампового звука от транзисторного. И это сразу бросается в глаза (если не сказать – в уши). С момента вступления группы во вступлении пинк-флойдовской “Breathe”.

Схема двухтактника 6п14п  с авто- или фиксированным смещением прекрасно подойдёт для первого знакомства начинающим радиолюбителям.

В 2012 году у меня заказали сборку двухтакта 6п3с. Выходные трансформаторы на этот раз пришлось намотать самому на самодельном приспособлении. На омской оптовке купил какие-то трансы, размотал их и намотал новые по грамотным расчётам одного омского инженера. Количество витков, провод и железо рассчитывались по формулам конкретно под двухтактник на 6п3с.

Звучал этот аппарат намного взрослее, мощнее и объёмнее предыдущего. Всё-таки размеры баллонов имеют немаловажное значение. Это и понятно, потому что по мощности 6п3с в двухтакте выдаёт примерно 24 Вт, а 6п14п – 14 Вт. Для маленькой комнаты 3.5/3 метра – более чем достаточно.

6п3с может запросто озвучить зал среднестатистической городской квартиры. Впрочем, для комфортного прослушивания музыки вполне достаточно мощности и в 10 Вт, но существует ещё такое понятие, как запас мощности по динамическому диапазону.

То есть, если усилитель играет даже на маленькой громкости, то сразу становится понятно, что «под капотом» у него спрятаны большие мускулы. А с запасом в 10 Вт есть вероятность появления неприятных искажений на крайних положениях ручки громкости.

Однако, это касается скорее транзисторных, нежели ламповых усилков.

Как ни странно, самый простой схемотехнически усилитель – однотакт KT88 – стал последним собранным мною аппаратом. В инете была найдена схема с автосмещением и пентодным режимом работы выходного каскада. В драйвере стояла лампа 6SL7 фирмы Tungsol.

Лампы для двух каналов и плёночные конденсаторы “Solen Fast Cup” заказывались из США на сайте www.tubedepot.com. Пришло всё примерно за месяц. Лампы бережно запакованы, всё в целости и сохранности. Выходные трансформаторы изготавливал сам на железе от промышленных ОСМ-0.25 по расчётам своего приятеля-инженера.

В питании использовал уже проверенные ТА-201 и ТН-36, диодную сборку KBU и фильтрующие дроссели.

Все четыре ламповых агрегата делались на диодной сборке в питании. С кенотронами так почему то и не связался. Питание подавалось через стандартную схему раздельного включения накала и анодного напряжения. Монтаж всех сигнальных цепей выполнялся проводом МГТФ с содержанием серебра. 

Звучание однотактного аппарата (single ended)

Первые впечатления от прослушивания однотакта – звуковая картина намного более детально прорисовывается по средним и высоким частотам. Струнные и духовые инструменты, распределение источников звука по панораме, артикуляция и объёмы – просто потрясающие. Можно услышать все детали звукоизвлечения у гитары и контрабаса.

Скольжение пальцев по струнам слышно так, будто исполнитель сидит в метре от тебя. Этот аппарат как бы «допевает» музыкальный материал и привносит в окончательную аранжировку свой неповторимый почерк. Двухтакт же даёт больше панча и звукового давления по низам. Чего, как мне показалось, немного не хватает у однотакта.

Но это можно исправить каким-нибудь предварительным усилителем после cd-проигрывателя.

Однотакты прекрасно воспроизводят звучание как симфонического оркестра, так и малые формы в виде камерной музыки и джаза. Словом, где требуется детальная прорисовка музыкальной картины и передача пространственного расположения источников звука – там своё назначение однотакты выполняют на все 100%.

Если же вы любитель рока и ритм-н-блюза, где нужен «панч» и звуковое давление – тогда смело выбирайте двухтактный вариант. За исключением тяжёлых стилей музыки: металла, трэша и разных «core». Для этих направлений подходят только транзисторные усилители.

Поскольку объём и воздух, формируемые ламповой техникой, – абсолютно не нужны в стилях с «чёсовой» электрогитарой. Да и потом такого пространства в аранжировке тяжёлых направлений почти нет, а идёт сплошная стена звука (за редкими исключениями, конечно же).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bec4c5ab1a81c00a959a959/5beef115417d0c00a95ac5d8

Усилитель ламповый двухтактный

ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

История этого усилителя началась в тот день, когда я абсолютно бесцельно купил на рынке две тесловские лампочки EF22. Ни для чего, просто понравились, и недорого.

Некоторое время они лежали у меня «в тумбочке», потом я решил скрестить их с 6П3С-Е, причем схему хотелось без переходных емкостей. Лофтин –Уайт в однотакте я попробовал, но остался ею недоволен.

И неизвестно, сколько бы лежали у меня эти лампочки, если бы не набрел я на схему Павлова.

Схема двухтактного УНЧ

В результате экспериментов и небольших изменений получилась у меня вот такая схема.

Забегая немного вперед, скажу, что усилитель развивает выходную мощность 10 Вт при входном напряжении 0,5 В. Схема сама по себе, на мой взгляд, довольно интересная и нетривиальная. Она сочетает в себе достоинства однотактной и двухтактной.

От первой ей достался входной каскад, который, собственно говоря, особенностей не имеет (кроме, конечно же, способа питания второй сетки пентода). От второй – выходной каскад (работающий, кстати, в классе А), и здесь сплошные особенности.

Первая – подключение управляющих сеток выходных ламп, оно непосредственное. Именно поэтому в катодах этих ламп стоИт резистор сравнительно большого сопротивления (чтобы соблюсти режим выходных ламп). Но такая схемотехника влечет за собой главный недостаток схемы – большое ее тепловыделение. Поэтому изначально нужно предусмотреть достаточную вентиляцию корпуса.

Вторая – это подача входного сигнала только на сетку верхнего плеча (сетка нижнего тетрода заземлена по переменному напряжению).

Такой способ называется Self-Inverting Push-Pull (SIPP), или сэлфсплиттер – самоинвертирующийся двухтактный выходной каскад. Характерная его черта – это отсутствие емкости в катодах выходных ламп.

Поскольку инверсный входной сигнал подводится на нижний тетрод именно через его катод.

Третья относится и к первому каскаду – обратная связь с катодов выходного каскада на экранную сетку входного, повышающая общую устойчивость усилителя.

Как видим, оба каскада связаны между собой по постоянному напряжению, причем вкруговую. Это влечет за собой довольно кропотливую настройку усилителя, заключающуюся в тщательном подборе резисторов R3, R10 и R11. Но за все эти сложности и трудности я был вознагражден прекрасным звучанием усилителя.

Сборка УНЧ

Теперь сборка. На шасси пошла одна боковина от старого компьютерного корпуса, на днище – вторая. По задуманной конструкции, ламповые панели должны быть приподняты над шасси, поэтому в последнем были вырезаны прямоугольные отверстия, которые я закрыл платами из фольгированного стеклотекстолита со впаянными в них ламповыми панелями.

В первоисточнике было еще вот такое замечание.

Поэтому нужно было придумать задержку анодного напряжения. Ставить тумблер на анодное не захотел, поскольку не люблю резких переходных процессов в виде бросков анодных и сеточных токов. С учетом вышесказанного (и показанного), схема блока питания и софтстарта получилась вот такая.

Схема блока питания и софтстарта

Что получается? После включения усилителя первые 30 секунд греются накалы, потом в течение примерно 45с плавно нарастает анодное напряжение, а затем включается индикатор уровня сигнала на передней панели, сигнализируя о готовности усилителя к работе. Оба реле после всех манипуляций остаются в отпущенном состоянии. Кстати, об индикаторе. Его схема вот такая.

Конструкция индикатора была описана здесь. Еще два момента, которых нет на схемах. Первый – это селектор на два входа, которые переключаются двумя малогабаритными реле РЭС60, одно реле для правого канала, другое – для левого.

В принципе, можно было бы обойтись и одним, но тогда во время прогрева усилителя один из входов был бы подключен к источнику сигнала, а это мне не понравилось. Второй момент – выход на наушники, который организован точно так же, как по ссылке. В качестве силового я применил трансформатор ТС-200 от лампового телевизора.

Но это по бедности своей, так как справиться с его главным недостатком – гудением – очень непросто. Вот фото монтажа и запуска усилителя.

Далее, путем нехитрых манипуляций с разделочными досками под бамбук, а также деревянными брусочками и дощечками, я облагородил внешний вид.

Заднюю стенку сделал из текстолита толщиной 4 мм и покрасил в серый цвет. В такой же цвет покрасил и шасси, а спреди приклеил две пластиковые накладки, вырезанные из днища старого, разобранного на части, сканера.

Когда сверлил в доске-панели отверстия под лампы, то дал маху с их разметкой. Лампы стали не по центру этих отверстий, поэтому пришлось закрыть это безобразие кольцами. Наш токарь попотел, пока их сделал. Ну, ничего, зато так даже красивее получилось.

Заодно заставил его и ручку для регулятора громкости выточить.

Отсек блока питания задумал закрыть зеркалом, а индикатор – тонированным стеклом. Знакомый зеркальщик помог мне с этим, вырезав панели из отходов по размерам.

Потом я не удержался, и сделал светодиодную подсветку на зеркало. Вот вид снизу и сзади.

Характеристики усилителя

Вот, собственно, и все о схеме и конструкции. Осталось рассказать о ТТХ усилителя. Как уже говорил, он работает в классе А и при 8 ваттах выходной мощности имеет такие параметры:

При повышении выходной мощности до 10 Вт коэффициент нелинейных искажений возрастает почти до 1,2%. Амплитудно-частотная характеристика:

Что же эта схема демонстрирует такого особенного в звуке? Прежде всего, он больше похож на однотактный, чем двухтактный.

Слушая его, невольно ощущаю себя сидящим у камина чуть ли не в кресле-качалке. Кроме того, сохраняется присущая двухтактному усилителю четкость и детализация. Ну, и мощность, разумеется. А бас настолько ясный и живой, что его руками потрогать хочется. Считаю это заслугой прежде всего отсутствия разделительных конденсаторов.

Если бы еще у меня была возможность самому намотать выходные трансформаторы, не знаю, что можно было бы услышать тогда. Надеюсь, такая возможность у меня будет, так что все еще впереди! Специально для elwo.ru – Gamzan.

   Форум по радиолампам

   Схемы усилителей

Источник: https://elwo.ru/publ/skhemy_usilitelej/usilitel_lampovyj_dvukhtaktnyj/6-1-0-832

Двухтактный ламповый усилитель на лампах 6П6С

ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

У 6П6С в пентодном режиме оказался потрясающий звук!

Затем и блок питания претерпел серьезные изменения. Были выброшены тяжелые железные дроссели и вместо них появились “электронные”.

После всего этого я принял решение закончить длительный эксперимент с этим двухтактным ламповым усилителем. В результате – остались работать лампы 6П6С в пентодном режиме. Звук в этом варианте получился очень натуральным, динамичным и почти – живым. После многочисленных экспериментов в драйвере оставил лампу 6Г1 вместо 6С5С. Звук с ней получается более изящным и чистым.

После того, как намотал фазоинверсные трансформаторы пробовал самые разные лампы в раскачку и в выходной каскад. Самый для меня приемлемый по звуку получился вариант на октальных лампах 6п6с, включенных в пентодном режиме и работающих на нагрузку 10 кОм.

Неожиданно классный по звуку результат с фазоинверсным трансформатором дали октальные лампы драйверного каскада 6Ж4 в железных корпусах.

Выходной трансформатор был намотан на железе от ОСМ-0,16, первичная обмотка содержит 3500 витков провода диаметром 0,315.

Чувствительности лампового усилителя с соотношением напряжений на первичке и вторичке трансформатора 2/1 хватает с головой. Звук получился предельно детальным и точным.

Для очистки совести поставил трансформаторы в макет с выходными лампами 6С4С, где стояли фирменные межкаскадные трансформаторы Лундалы. В драйверном каскаде, как и вначале – была лампа 6Ж4.

Вторичные обмотки трансформаторов зашунтировал резисторами, номиналы которых подбирал на слух. Звук порадовал очень и очень). Единственный сложный момент – соотношение обмоток 2/1.

Для тугого выхода и ламп типа 6С4С, их можно предварительно раскачать резистивным каскадом. Для пентодного выхода на 6П6С усиления хватит.

Так что не слушаем тех, кто говорит: “Фазоинверсные трансформаторы мотать никто не умеет!” Неправда! Возможно Tamradio, Tamura, Tango и Lundahl могут намотать лучше, я за ними не гонюсь. Говорю однозначно, что фазоинверсный каскад на трансформаторе по звуку намного лучше любого лампового варианта.

С фазоинверсным каскадом на трансформаторе двухтактный ламповый усилитель звучит примерно так же детально, как однотактный. Плюс имеем мощность и драйв двухтактного усилка. И при этом уровень его искажений намного меньше, чем у однотактного. Ну и про габариты двухтактного выходного трансформатора забывать не нужно.

У двухтактника они минимум в два раза меньше, чем у такого же по мощности однотактного трансформатора.

Выходные трансформаторы

Специально для ламп 6п6с намотал два выходных трансформатора с сопротивлением первичных обмоток 10 кОм на железе от промышленных трансформаторов ОСМ-0,16 (ОСД-03).

Первичную обмотку намотал проводом диаметром 0,315мм в 24 слоя по 127 витков, всего – 3000 витков.

Самое приятное – количество витков можно не считать, но мотать пришлось очень аккуратно… Больше 128-ми витков в один слой все равно не влезает, а если у получается меньше 125-ти витков, то мотать нужно плотнее… Намотал сначала 6 слоев и сделал петлю. Потом еще 12 слоев, сделал вторую петлю. Потом последние 6 слоев и сделал вывод.

Разрезал первую и вторую петли, и первые 6 слоев соединил последовательно со вторыми 6-тью слоями (6+6 слоев – это одно плечо, а 12 слоев – второе плечо). Соединил 12 слоев и 6+6 слоев последовательно и получил среднюю точку.

Вторичная обмотка имеет 6 слоев провода диаметром 0,45мм по 94 витка в каждом слое. В один слой влезет от 90 до 94 витков провода. Намотал две секции по три слоя в каждой. Все шесть слоев соединил параллельно, и по этой причине количество витков в каждом пришлось считать точно.

Если 94 витка в один слой не помещается, будет достаточно и 90, главное, чтобы количество витков во всех слоях было равным. Для верности каждый слой я пересчитывал деревянной зубочисткой, она совсем на царапает изоляцию, и через каждые 20 витков подкладывал полоски фольги, по примеру флажков.

Очень помогло увеличительное стекло со встроенным фонариком.

Межкаскадный фазоинверсный трансформатор

Межкаскадные фазоинверсные трансформаторы я намотал на железе от силовых трансов ТС-90, которые ставились миллионными тиражами в промышленные советские аппараты. Это довольно приличные по весу и габаритам железки, что естественно отразилось на массе и размерах усилителя.

По моему убеждению, выработанному в многочисленных экспериментах – фазоинвертор на трансформаторе намного лучше такового на любой лампе, а большое железо для него лучше маленького, естественно в разумных пределах. Для очистки совести сравнивал в одном и том же усилителе собственноручно намотанные фазоинверсные трансформаторы с фирменными Lundahl LL1660. Мне показалось, что мои звучат лучше.

Итак, у меня в наличие оказалось железо от силовиков ТС-90 и провод ПЭВ-2 диаметром 0,25 мм. Предварительно просчитав перспективу их симбиоза начал мотать…

Межслойная изоляция: Разобрал оба ТС-90. Спилив ножовкой обмотки с катушек освободил каркасы, почистил, помыл спиртом и придал им божеский вид.

Для межсекционной и межслойной изоляции нарезал с бахромой полоски бумаги. Для межслойной изоляции взял тонкую кальку, для межсекционной – толстую кабельную бумагу.

Обматывая очередной слой провода калькой в уголках катушки приглаживал ее деревянной линейкой. Этим удалял лишние закругления на краях слоев.

Многожильные концы: Я знаю, что с аудиофильской точки зрения это – не совсем правильно, но выводы обмоток я делаю, подпаивая к тонкому обмоточному проводу многожильные концы. И желательно по тоньше, например – МГТФ во фторопластовой изоляции.

Многожильный провод в условиях постоянных экспериментов с заменой ламп и трансформаторов намного более живучий, чем тонюсенький провод обмоток. Был у меня опыт, когда начало обмотки дросселя и выходника обломилось… Было очень обидно. Поэтому, с тех пор сначала подпаиваю к обмоточному проводу МГТФ, а затем начинаю мотать.

Именно он на фото моих трансформаторов и торчит наружу.

Укладка слоев: Каждый слой обмотки я мотаю виток к витку от края до края каркаса. В каждый слой каркаса от трансформатора ТС-90 помещается около 170-ти витков. Я считаю только первый слой, остальные слои при плотной намотке отличаются от первого не более, чем на 5 витков.

Я считаю, что это не очень существенно и по моим наблюдениям на качество звука не влияет вообще. Для эксперимента я намотал один межкаскадный трансформатор с абсолютно равным количеством витков в каждом слое.

Если честно, то разницы в звуке с трансом, намотанным так как описано выше я не услышал.

Каждая катушка моталась слоями: 6 слоев + 11 слоев + 5 слоев. 6 плюс 5 слоев это половина первичной обмотки, а 11 слоев – это одно плечо вторичной обмотки. Лучше было бы намотать 6+12+6 слоев, но я побоялся, что обмотка не влезет в окно железа ТС-90 и уменьшил вторичную обмотку на один слой.

Проверка и пропитка: После сборки фазоинверсного трансформатора, замерил его основные параметры. Оказалось, что сопротивление первичных обмоток составило 190 Ом, а их индуктивность 35 Генри.

Оба межкаскадных фазоинверсных трансформатора я проварил в смеси натурального воска и парафина. Так же поступил и с выходными трансформаторами. Делать проварку нужно после того, как трансформаторы проверены на короткое замыкание, обрывы и по возможности – отсутствие короткозамкнутых витков.

Поставьте их в усилитель, погоняйте и пару дней послушайте, и только потом варите. Для интереса можете пропитать смесью воска с парафином сначала один трансформатор и сравнить его по звучанию с не пропитанным.

Наверняка услышите изменение звука после проварки, в моем случае он субъективно улучшился процентов на 30.

Блок питания и электронный дроссель

В этом двухтактном ламповом усилителе я опробовал классическое кенотронное питание со сглаживающими дросселями.

В результате экспериментов для себя выяснил, что блок питания, построенный на быстродействующих диодах шоттки с сглаживающим электронным дросселем вместо обычного железного по звуку оказался намного лучше стандартного – кенотронного. Звук получился более четким, быстрым и без дополнительной окраски.

Для меня стало открытием, что диоды шоттки совместно с электронным дросселем «уделали» казалось бы – незыблемый авторитет кенотронного выпрямителя и нанесли ему нокаут в плане качества звука.

При намотке силового трансформатора для выпрямителя с диодами шоттки вместо кенотронов нужно учесть падение напряжения на электронном дросселе. Падение напряжения определяется соотношением резисторов 20 и 220 кОм и в моей схеме составляет 30 Вольт.

Подбором резисторов можно выставить необходимое анодное напряжение. При уменьшении соотношения этих резисторов будет уменьшаться способность сглаживать пульсации, при увеличении – будет греться регулирующий транзистор (его нужно закрепить на радиаторе).

Для двух каналов усиления необходимо два таких электронных фильтра.

p.s. Теперь у меня имеется два усилителя. Как и хотелось, один однотактный на гу-50, другой двухтактный на 6П6С. Захотел – послушал однотактный, надоело – подключил двухтактный… Какой больше нравится – не уместный вопрос. Они совсем разные и предназначены для разной музыки.

Ссылки по теме

Источник: http://aovox.com/creativework/343

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.