ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Содержание

Уникальный ламповый усилитель класса

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Хотелось бы уделить немного внимания ламповым усилителям. Расскажу о УМЗЧ класса D, которая удивляет оригинальной конструкцией своей схемотехники. Коснусь доступных DIY наборов, которые можно купить и приведу примеры сравнения цен. Начнем.

Ламповый усилитель Futterman H3 OTL, трансформатор – лишнее

Вернемся в старый добрый 1954 год. В то время, проживая в Нью-Йорке, изобретатель-любитель Julius Futterman разработал оригинальную схему лампового усилителя УМЗЧ которая получила название Futterman H3 OTL. Особенность конструкции заключалась в отсутствии выходного трансформатора.

В схеме усилителя Футтермана катодный резистор фазоинвертора соединялся не с землей, а с выходом усилителя. 100%-ная ООС катодного повторителя компенсировалась 100%-ной ПОС через катодный резистор фазоинвертора. Интересно, что уникальную для того времени (и высоко оцененную потомками) схему разработал не профессиональный инженер, а радиолюбитель-самоучка.

Данная схема в то время оказалась весьма востребованной т.к. треть от стоимости лампового усилителя составлял выходной трансформатор ведь его изготовление, в большинстве случаев, было связано с ручным трудом.

Отказ от выходного трансформатора сделало схему востребованной на рынке, себестоимость устройства значительно снизилась. В то время такие усилители продавали по $190. В пересчет на наши деньги – $1700. Так же, из-за особенности схемы, была устранена проблема излишней “теплоты” окраски звука лампового усилителя.

Характеристики нового усилителя для того времени казались удивительными:

  • Коэффициент гармоники: 0,1%
  • Выходное сопротивление: 0,6Ом
  • Воспроизводимые частоты: 7Гц – 55кГц
  • RMS: 90Вт
  • IMD: 0,1 % (1Вт, 1Ом)

Интересный факт, что считаются лучшим вариантом колонок для воспроизведения музыки с усилителя Futterman H3 OTL являются акустические колонки Quad ESL 57, которые производились в лохматом 1957 году.

Патент на усилитель был получен в 1961. Лицензия на производство была продана американским компаниям, которые продавали его до 1970-ых значительно дороже оригинала. До 70-ых Футтерман занимался усовершенствованием схемы усилителей.

После его смерти в 1984 году был выпущен последний усилитель в разработке которого он принимал участие. Стоимость такого усилителя была невероятной – $12 000 (в пересчете на наши деньги – $26 000).

По сей день последователи Футтермана делают вариации на основе оригинальных разработок. Одна из последних – схема Андреа Циуффоли:

Heathkit amps DIY усилитель меломана который можно купить

Компания Heathkit очень известна в кругах DIY любителей электроники. Начиная с 1947 года она выпускает комплекты для сборки электронных устройств. Купить их можно и по сей день потратив время только на удовольствие от сборки без утомительных поисков радиодеталей.

Пик популярности Heathkit пал на 1960-е года, когда за сравнительно небольшие деньги можно было купить ламповый усилитель звука от Heathkit, в то же время рыночная цена качественных усилителей звука выросла на столько, что купить их мог лишь очень обеспеченный человек.

Компания предлагала полный набор компонентов для сборки DIY усилителя. Несмотря на любовь гитаристов к теплому звучанию ламповых усилителей – чаще покупали транзисторные схемы для сборки т.к. они уступали в цене ламповым, что являлось плюсом для начинающих музыкантов.

Все продаваемы усилители Heathkit вполне соответствовали усилителям Hi-fi класса, а гитарное комбо могло потягаться с знаменитыми Fender, VOX. В тоже время была широкая линейка моделей, которая предлагала разные наборы компонентов под разные требования. Какие-то имели большую мощность, какие-то больше каналов усиления. Всегда можно было выбрать свой.

Усилители класса “Д”, искажения и качество звука

Легендами среди усилителей УМЗЧ являются усилители класса “Д”. Первый образцы были разработаны в 1950-ых годах двумя инженерами: Дмитрием Васильевичем и Алекесем Ривзовым, но успех к их разработкам пришел не сразу.

На закате ламповой эры пришли на смену транзисторы и они задали новые требования к устройствам, но потенциал ламповых усилителей класса “Д” остался не преодолен вплоть до 1980-ых годов.

Обстановка изменилась с появлением МДП-транзисторов. Новые транзисторы позволили в усилителях класса “Д” достичь более высокий КПД из-за их крайне малого сопротивления в открытом состоянии. Их эффективность составляла до 95%.

Ламповые не могли этим похвастаться.

Невероятные характеристики усилителей класса “Д” того времени так и не получили той популярности, которой были достойны. Виной тому стали неудачные конструкции первых моделей, который закрепили неудачную репутацию за хорошей концепцией.

Но класс “Д” все-таки не идеален. У него есть ряд проблем к которым относятся нелинейные искажения. Нелинейность задающего генератора сигнала, нелинейность выходных катушек, нелинейность мертвого времени между верхними и нижними плечами усиления. Но эти усилители открыли новый мир, мир когда есть звук HI-FI класса.

Пайка

После того, как Вы изготовили плату и проверили все детали на исправность, можно приступать к пайке.Залудите всю плату, а силовые дорожки лудить как можно более толстым слоем припоя

Первыми впаиваются все перемычки (их толщина должна быть как можно больше в силовых участках), а далее все компоненты по увеличению размера. последней впаивается микросхема. Советую не резать ножки, а впаивать такой, какая она есть. Можно потом согнуть ее для удобства посадки на радиатор.

Микросхема защищена от статического электричества, так что можно паять включенным паяльником, сидя даже в шерстяной одежде.

Однако, необходимо паять так, чтобы микросхема не перегревалась. Для надежности можно во время пайки прицепить за одну проушину к радиатору. Можно за две, разницы тут не будет, лишь бы кристалл внутри не перегрелся.

Настройка и первый запуск

После того, как все элементы и провода впаяны, необходим “тестовый запуск”. Прикрутите микросхему на радиатор, замкните входной провод с землей.

В качестве нагрузки Вы можете подключать будущие колонки, а вообще, чтобы они не “вылетели” за доли секунд при браке или ошибках в монтаже используют мощный резистор в качестве нагрузки. Если же он вылетает, знайте – Вы допустили ошибку, либо вам попался брак (микросхема имеется ввиду).

 К счастью, такие случаи почти не происходят, в отличие от TDA7293 и прочих, которых в магазине можно набрать кучу из одной партии и как потом выяснится – все они брак. 

Однако, хочу сделать небольшое замечание. Делайте Ваши провода как можно короче. Было такое, что я всего лишь удлинил выходные провода и стал слышать в динамиках гул, похожий на “постоянку”. Более того, при включении усилителя из-за “постоянки” динамик выдавал гул, который пропадал через 1-2 секунды.

Сейчас у меня из платы выходят провода, максимум 25 см и идут сразу к динамику –  усилитель включается бесшумно и работает без проблем! На входные провода тоже обратите внимание – ставьте экранированный провод, длинным его тоже не не стоит делать.

Соблюдайте простые требования и у Вас все получится!

Если ничего не произошло с резистором, отключите питание, прикрепите входные провода к источнику сигнала, подключите Ваши колонки и подавайте питание.

В динамиках можно услышать небольшой фон – это говорит о том, усилитель работает! Подайте сигнал и наслаждайтесь звучанием (в том случае если все отлично собрано).

Если “хрюкает”, “пердит” – посмотрите на питание, на правильность сборки, ибо как выявлено в практике – уж таких “гадких” экземпляров нету, которые при правильной сборке и отличном питании криво работали…

Как выглядит готовый усилитель

Вот серия фотографий, сделанных в декабре 2012. Платы как раз после пайки. Тогда я собирал, чтобы убедиться в работоспособности микросхем.

А вот мой первый усилитель, до сегодняшних дней дожила только плата, все детали ушли на другие схемы, а сама микросхема вышла из строя из-за попадания на него переменного напряжения

Ниже свежие фотографии:

К  сожалению, мой ИБП на стадии изготовления, а запитывал я микросхему раньше от двух одинаковых аккумуляторов и небольшого трансформатора с диодным мостом и небольшими емкостями по питанию, в итоге было  ±25В.

Две таких микросхемы с четырьмя колонками от музыкального центра “Sharp” так играли, что даже предметы на столах “танцевали под музыку”, окна звенели, да и телом чувствовалась мощность неплохо. Снять этого сейчас не могу, но есть источник питания ±16В, от него до 20Вт на 4 ома можно получить.

.. Вот видео Вам в качестве доказательства, что усилитель абсолютно рабочий!

Микросхема обладает рядом достоинств, прекрасным звучанием в первую очередь. Многие микросхемы такого класса могут даже уступать по качеству звучания, но это в зависимости от качественной сборки.

Плохая сборка – плохое звучание. Подходите к сборке электронных схем серьезно.

Крайне не рекомендую паять данный усилитель навесным монтажем – это может только ухудшить звучание, либо привести к самовозбуждению, а в последствии полного выхода из строя.

Я собрал практически всю информацию, которую проверял сам и мог спросить у других людей,которые собирали данный усилитель. Жаль, что у меня не имеется осциллографа – без него мои высказывания о качестве звука ничего не значат… Но я буду и дальше утверждать, что звучит она просто прекрасно! Собиравшие данный усилитель меня поймут!

Источник: http://diytimes.ru/post/11

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция.

Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок.

Но из всей истории нас интересует лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Первый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост.

Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы.

При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода.

Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом.

Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.

Строение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования.

Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы.

При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.

Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось.

В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора.

Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.

Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов.

Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull).

В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения.

На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А.

В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Плюсы

Традиционный триодный режим работы лампы имеет как минимум одно значимое преимущество: способность работать без обратной связи.

Пентодный режим имеет свои плюсы: большую линейность работы и возможность достигать более высокой мощности.

Ультралинейный режим дает возможность отказаться от общей обратной связи и при этом сохранить мощность, близкую к пентодному включению. При этом триод при прочих равных обходит оба варианта по уровню собственного шума лампы.

Минусы

Слабые места одних режимов ламп вполне закономерно можно обнаружить там, где проявляются сильные места других. Триодный режим имеет меньший КПД и меньшую линейность, хуже переносит динамические нагрузки.

Пентодный и ультралинейный режимы проигрывают по уровню шумов, к тому же на практике оказываются более зависимы от качества выходных трансформаторов.

Пентодный усилитель невозможен без общей обратной связи, и она может понадобиться в некоторых вариантах ультралинейного режима.

Особенности

С точки зрения качества и характера звучания каждый тип ламп и каждый режим включения имеет свои особенности, настолько очевидные на слух, что даже ультралинейный режим, по факту, не стал золотой серединой.

Триоды в чистом виде и триодное включение пентодов обеспечивают наиболее чистый и объемный звук до тех пор, пока дело не дойдет до энергичной музыки с быстрыми и значительными по амплитуде перепадами громкости.

Иными словами — для спокойного джаза триоды подходят куда лучше, чем для прослушивания рока.

Пентодный и ультралинейный режимы, напротив, больше подходят для энергичной музыки, но в ряде случаев звучат недостаточно чисто, точно и детально. Особенно часто эти претензии относятся к пентодному режиму, а в целом характер звучания и пентодного, и ультралинейного режимов нередко сравнивают с транзисторными усилителями.

Практика

Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления.

Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.

Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов.

Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно.

При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.

Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя.

Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот.

Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем.

Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.

Звук

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано».

В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система.

Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками.

Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.

В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов.

Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное.

Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.

Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Выводы

Каждый режим работы лампы в усилителе имеет свои плюсы и минусы, которые дают хорошо различимые на слух отличия в звучании.

Учитывая, что ламповая техника — это всегда техника с характером, выбор усилителя, работающего в том или ином режиме (или переключение режимов на самом усилителе), является инструментом пользователя, позволяющим подобрать усилитель согласно индивидуальным предпочтениям.

Другие материалы цикла:

Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла

Как работает усилитель класса «АВ», или Практичность правит миром

Как работает усилитель класса «G» и «H», или На ступень выше

Как работает усилитель класса XD и XA, или Немного экзотики

Как работает усилитель класса D, или Не такой как все

Статья подготовлена при поддержке компании «мания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «мании» и -канале компании:

• Как IT-компания боролась за право продавать музыку

• Как выбрать наушники для домашней Hi-Fi-системы?

• Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков

Источник: https://stereo.ru/to/dtkl9-kak-rabotayut-lampovye-usiliteli-ili-osobennosti-teplogo-zvuka

Послушал ламповый усилитель за 3 тыс. руб. Можно брать

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Нашел отличный вариант апгрейда домашней аудиосистемы «усилитель+ЦАП». Дешево, удобно. И подойдет для любых стереосистем — от полочников (настольных колонок) до вакуумных затычек под смартфон.

«Лампу» — в массы! Даешь искажения на каждый рабочий стол!

Теплый ламповый звук — это правда?

Я люблю музыку. И, как музыкант — высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.

Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель — из цифрового или аналогового источника — нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.

Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле — шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).

С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков.

Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.

Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный — до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.

Другая особенность «лампового звучания» — заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.

Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.

Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.

При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть. И сымитировать его невероятно сложно.

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?

Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать — всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого.

Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты.

В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому — уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Я выбрал советские лампы и китайскую сборку

Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х — цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.

Преимущество этой схемы — невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора — лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».

К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.

Сочетание ретро и современных технологий

Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.

Итак, на борту имеем:

  • выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
  • встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
  • поддержка ASIO,
  • 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
  • линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
  • цифровой вход (USB),
  • аналоговый вход 3,5 и RCA.

Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя — 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.

Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно — рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время — даже если потом придется дорабатывать.

Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил — пользуйся.

Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц.

DSD не переваривает вовсе.

При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод.

Желательно — с хорошим экранированием.

Мощь и фон: 2 стороны дешевой «лампы»

Все это только цветочки. Ягодки — выходы LynePAudio A962. Пара выходов на наушники, джек и мини-джек, связаны в одну цепь. Выбрать можно оба, но итоговая мощность разделится в соответствии с нагрузкой (импедансом наушников). И даже так этого хватит для любых настольных вариантов головных телефонов.

Ламповый каскад может работать на полной мощности без серьезных искажений. Так даже правильнее: на пиковой мощности лампы загораются до красного свечения, а звук приобретает ту самую, ярко выраженную окраску. Ее можно сравнить с легким, теплым фуззом. Да, звук не чистый — но ведь именно это нам и нужно?

LynePAudio A962 может раскачать любые, даже самые высокоомные наушники. Причем, с достаточной для любого слушателя громкостью. Главное — не выкрутить потенциометр громкости на максимум, чтобы не сжечь наушники и не выбить барабанные перепонки.

Среднестатистические портативы с импедансом 16-32 Ома потребуют только половину мощности для максимума.

Второй выходной канал превращает LynePAudio A962 в ламповый предусилитель. В данном случае его единственная роль — придать окраску звучанию.

И без дополнительного усилителя такой вариант окажется малопригоден.

В любом случае, звук этой коробки именно такой, как ждешь. Это хороший ламповый однотактный усилитель для наушников. Не больше. Но и не меньше. Чистый, теплый звук и масса приятных впечатлений.

Испортить его может только комплектный блок питания. Дело в том, что лампы серии 6ж могут питаться от постоянного источника тока. И китайцы не преминули этим воспользоваться.

В комплекте с LynePAudio A962 поставляется обычный импульсный блок питания на 12 В, который становится причиной фона.

Фон не зависит от громкости, прогрева или способа включения усилителя. Требуется либо стабилизация питания, либо замена блока на более качественный. И все проблемы исчезают, оставляя идеальный, теплый звук.

Стоит ли экономить?

Целесообразность покупки дешевого лампового усилителя кажется сомнительной. Но на самом деле, при отсутствии необходимости в громоздкой комнатной стереосистеме, разница между крошечным китайцев и дорогостоящим японцем не всегда ощутима.

Уж по-крайней мере, не на разницу в цене. Однотактные ламповые усилители имеют множество недостатков, в том числе низкую мощность и повышенную зависимость от внешних источников шума. Если их исключить — получится почти идеальный звук, мягкий и спокойный. Тот самый ламповый звук.

Простота схемы позволяет легко модифицировать LynePAudio A962. И это едва ли не самая классная возможность. В России все еще легко найти лампы серии 6ж, и даже самостоятельно подобрать пару. В зависимости от использованного типа ламп меняется окраска звучания. Такая вот оригинальная замена эквалайзеру.

Купить LynePAudio A962 можно всего за 3100 рублей. Дополнительный комплект ламп на рынке стоит 100 рублей. Если вы еще не знакомы с настольной ламповой техникой — отличный повод познакомиться.

Итоговый вывод

Внешний вид: 4+, Качество сборки: 4, Функциональные возможности: 3+, Удобство модификации: 4, Качество звука: 4, Вердикт: 4+

Источник: https://www.iphones.ru/iNotes/771915

Как подобрать ламповый усилитель? – Обзоры и статьи

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Наверняка вы много раз слышали о ламповых усилителях и думали, почему меломаны предпочитают слушать любимые произведения, используя именно их. В чем же их секрет, преимущества и недостатки? Как выбрать ламповый усилитель – обо всем этом и многом другом и будет наш рассказ.

Что такое ламповый усилитель?

Ламповый усилитель – это устройство, созданное для увеличения мощности переменных электрических сигналов при помощи электровакуумных или радиоламп.

Усилители делятся на две большие группы – они могут быть однотактными и двухтактными.

Однотактные – работают с помощью одного канала усиления: А1 (редко, но бывают модели, в которых действует канал А2). Схема устройства подобных усилителей очень проста, поскольку в них используется только два усиливающих компонента, то есть 2 каскада. Эти усилители способны выдавать очень чистый и прозрачный звук.

А вот двухтактные усилители работают в следующих классах усиления – это А1, А2, АВ1, АВ2, В1 и В2. Если вы ещё только начинаете свое знакомство с ламповым оборудованием, то лучше выбирайте модель, где будет возможно применить выходной каскад в режимах А1 и АВ1.

Но, несмотря на это весомое и отличительное преимущество двухтактные ламповых усилителей, у них есть и небольшой минус – схема их конструкции гораздо сложнее, поэтому самостоятельно его изготовить будет достаточно не просто. И, как правило, количество ваших усилий и финансовых вложений, необходимых для его создания, неоправданно велики.

Так что, будет гораздо мудрее и проще обратиться в узкопрофильные магазины.

Преимущества ламповых усилителей

Прослушав хотя бы один раз любимую композицию с ламповым усилителем, невозможно остаться равнодушным, более того, вам захочется слышать это звучание ещё и ещё.

Есть несколько мифов, из-за которых многих любителей музыки мучают сомнения, и они с опаской продолжают относиться к ламповым усилителям. Давайте их разберем и расставим все точки над «i».

Миф 1

Лампы – это не надежно. Это ничем не подтверждено. Ведь вы будете иметь дело не с телевизором 60-70-хх годов, а с качественной аппаратурой, где инженеры как следует позаботились о хороших соединениях. Все лампы проходят самый тщательный отбор и имеют «жизнь» на 10 000 – 15 000 часов, а при эксплуатации без фанатизма – они прослужат вам практически вечно.

Миф 2

У лампы маловато басов – это было давно, и, как говорится, не правда. А точнее, прошли те времена, когда производители хотели сэкономить на трансформаторах выхода звука. Сейчас фирмы-изготовители применяют высококачественное железо и технологии намотки, которые способны выдать диапазон частот от нескольких герц до сотен килогерц.

Миф 3

Лампы изменяют звук – согласимся отчасти, да, у лампы есть свой уникальный голос, и разработчику при производстве усилителя нужно иметь огромные знания и опыт.

Для справки: Cary Audio Design (США) при составлении своего лампового усилителя из ста закупленных компонентов отбирает только пять, а остальные бракует, так как, по их мнению, эти компоненты не обеспечивают хороший звук.

Уверяем, что в качественном усилителе очень сложно уловить какую-то особую окраску, ну а после 20 минутного прослушивания вы даже и не вспомните об этом факте.

Миф 4

Стоимость лампового усилителя как у подержанной машины. Тоже не совсем так, здесь всё зависит от производителя, чем тщательнее он подходит к созданию аппарата, тем соответственно и расценки будут выше. Но это не говорит о том, что недорогой ламповик будет звучать плохо.

Итак, к достоинствам лампового усилителя можно отнести:

  • отменное качество звука при довольно простой схеме;
  • высокая надёжность;
  • звук более «теплый» и менее жесткий, также отсутствуют некоторые виды искажений;
  • устойчивость к коротким замыканиям в нагрузке;
  • отличный внешний вид для создания имиджевых образцов аппаратуры.

Минусы лампового усилителя

Надо понимать, что ламповый усилитель не бывает в одно мгновение готовым к работе, так как ему необходим хоть и небольшой, предварительный прогрев ламп. Правда, лампы прямого накала сразу приступают к работе.

Высокое выходное сопротивление – не позволяет каждому ламповому усилителю «дружить» с произвольным типом акустической системы.

Меньшая линейность, чем у полупроводниковых. Поэтому если вы гонитесь за приборными показателями долей процента коэффициента нелинейных искажений, то, вам, конечно, следует выбирать транзисторные усилители.

Усиление и КНИ в диапазонах от десяти до шестидесяти герц не производят должного впечатления из-за использования выходных трансформаторов.

Они же не дают возможность усиливать без искажений сигналы с широкими спектральными характеристиками и с частотой следования импульсов или повторения более десяти кГц.

Массогабаритные характеристики – выходные ламповые каскады необходимо согласовывать с нагрузкой при помощи трансформаторов.

В итоге – сложная конструкция и вес, который начинает колебаться от 3 и 20 кг за 1 Вт выходной мощности.

Стоит отметить, что эта самая выходная мощность относится тоже к недостаткам – она слишком низкая! У большого количества Hi-Fi усилителей ее показатель не превышает 10 Вт, при этом КНИ начинает достигать величин до 10%.

Высокое тепловыделение по причине низкого коэффициента полезного действия. Во многих случаях ламповые усилители дают усиление в классе «А», и их реальный КПД составляет не более десяти процентов. При этом колба работающей радиолампы разогревается до температуры более 150 градусов. А иногда и выше, поэтому и здесь рекомендуется соблюдать повышенную осторожность.

Ламповый усилитель более подвергается ВЧ, УВЧ и даже СВЧ наводкам, чем полупроводниковый. Он прекрасно детектирует сигналы GSM, WiFi, WiMax, и прочие современные источники наведённых помех, а вот транзисторы для НЧ усиления в этих диапазонах уже не работают.

Подводя итоги…

В наше время просто огромное количество компаний занимается выпуском транзисторных и ламповых усилителей.

Транзисторы отличаются неоспоримым преимуществом – это надежные товарищи, повторяемы, и менее затратны на единицу выдаваемой колонкам мощности, что понятное дело, делает их более выгодными в производстве. Поэтому сейчас мы и можем видеть такое огромное количество транзисторных усилителей в магазинах и активную рекламу.

С ламповиками дело обстоит иначе и сложнее – начиная с вида, как известно, он довольно специфический, заканчивая тем, что они требуют более аккуратного обращения.

Ну и не маловажно, что до сих пор бытует предубеждение против товаров и продукции, изобретенной и выпущенной в прошлом веке. Но факт остается фактом – уже более 50 лет и по сей день самые мощные и знаменитые звукозаписывающие студии используют только ламповые тракты.

Выбираем лучший усилитель, на какие параметры стоит обратить своё внимание

Важнейшие характеристики в данном случае это:

  • мощность;
  • уровень гармонических искажений;
  • диапазон частот;
  • соотношение шума и сигнала;
  • уровень энергопотребления;
  • поддержка коммуникационных стандартов.

Мощность

Оптимальным показателем для решения большинства задач лампового усилителя является показатель порядка 35 Вт, хотя некоторые меломаны только приветствуют увеличение, например, до 50 Вт. Но стоит отметить, что многие современные девайсы соответствующего типа прекрасно работают и при мощности около 12 Вт.

Частота

Лучший диапазон для этой характеристики колеблется от 20 до 20 000 Гц. На рынке, в принципе, почти все усилители имеют этот критерий, сложно найти оборудование в сегменте Hi-End, которое бы не дотягивало до указанных параметров, но все-таки, покупая ламповый усилитель, особенно от малоизвестного бренда, проверьте, в каком диапазоне он поддерживает частоту.

Гармонические искажения

Определить оптимальный ламповый усилитель в определенном сегменте, прежде всего, можно, исходя из такой величины как показатель гармонических искажений. Лучше, если он не будет превышать 0,6%, а вообще, чем меньше эта величина, тем качественнее звук.

Стоит отметить, что этот показатель – не самый значимый с точки зрения обеспечения идеального качества звука. Однако данный параметр измеряет реакцию АС на входной сигнал. Достаточно тяжело на практике обеспечить стимулирование реакции акустики при измерении таким образом, как это осуществляется при проигрывании реальных сигналов.

Но современные производители стараются все-таки обеспечить наименьший показатель гармонических искажений, например, престижные модели способны выдавать его на уровне, не превышающем 0,1%.

Безусловно, при этом их стоимость становится несопоставимо выше конкурирующих моделей, с более высокими показателями гармонических искажений, но для меломана, как известно, вопрос цены может стать второстепенным.

Отношение сигнала к шуму

У современных моделей ламповых усилителей соотношение сигнала к шуму чаще всего придерживается показателя 90 дБ и более. Считается, что чем выше данный показатель – тем лучше, желательно, чтобы он был не менее 70. Некоторые бренды производят решения, где отношение сигнала к шуму – более 100 дБ, но и цена тогда, как и в случае с гармоническими искажениями, может быть гораздо внушительнее.

Поддержка определенных коммуникационных стандартов и энергопотребление – значимые параметры, но второстепенные. На них имеет смысл обратить внимание при прочих равных по вышеперечисленным показателям.

Конечно, при выборе оптимального лампового усилителя играют роль и другие субъективные факторы. Как правило, это и дизайн, и уровень звучания, и качество сборки, и показатели эргономики, но это уже дело вкуса.

Перейти к выбору Лампового усилителя

Источник: https://www.pult.ru/articles/sovety-potrebitelyu/kak-podobrat-lampovyy-usilitel/

Ламповый усилитель мощности звука

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Ламповый усилитель мощности звука — большинство ценителей качественной музыки, умеющие обращаться с паяльным оборудованием и имеющие определенный опыт по ремонту радиотехники, могут попробовать своими силами собрать ламповый усилитель высокого класса, который обычно называют Hi-End. Ламповые аппараты такого типа относятся во всех отношениях к особенному классу бытовой радиоэлектронной аппаратуры. В основном они обладают привлекательным дизайном, при этом ничего не закрыто кожухом — все на виду.

Ведь понятно, чем больше видно установленный на шасси электронных компонентов, тем больше авторитет у аппарата. Естественно и параметрические значения лампового усилителя существенно превосходят модели выполненные на интегральных или транзисторных элементах.

Вдобавок к этому, при анализе звучания лампового устройства все внимание отдается персональной оценке звука, нежели изображению на экране осциллографа.

К тому же ламповый усилитель мощности звука отличается незначительным набором используемых деталей.

Как выбрать схему лампового усилителя

В случае выбора схемы предварительного усилителя не бывает особых проблем, то при выборе подходящей схемы оконечного каскада могут создаться затруднения. Ламповый усилитель мощности звука может иметь несколько вариантов исполнения.

Например бывают аппараты однотактные и двухтактного типа, а также имеют различные режимы работы выходного тракта, в частности «А» либо «АВ». Выходной каскад однотактного усиления является по-большому счету образцом, потому как находится в режиме «А».

Этот режим работы характеризуется наименьшими величинами нелинейных искажений, но КПД у него не высокий. Также и мощность на выходе такого каскада не очень большая.

Следовательно, при необходимости озвучивания внутреннего пространства средних размеров потребуется двухтактный усилитель, с режимом работы «АВ».

Но когда однотактный аппарат может быть выполнен только лишь с двумя каскадами, один из которого предварительный, а другой усиливающий, то для двухтактной схемы и ее корректной работы понадобится драйвер

Но если однотактный ламповый усилитель мощности звука может состоять всего из двух каскадов – предварительного усилителя и усилителя мощности, то двухтактной схеме для нормальной работы требуется драйвер или каскад образующий два напряжения идентичной амплитуды, сдвинутые по фазе на 180. Выходные каскады, независимо от того однотактный он или двухтактный, предполагают наличие в схеме выходного трансформатора. Который выполняет роль согласующего устройства межэлектродного сопротивления радиолампы с малым сопротивлением акустики.

Настоящие почитатели «лампового» звучания утверждают, что схема усилителя не должна иметь каких бы то ни было полупроводниковых приборов. Поэтому выпрямитель блока питания должен быть реализован на вакуумном диоде, который специально разработан для высоковольтных выпрямителей.

Если вы намерены повторить рабочую, проверенную схему лампового усилителя, то не нужно сразу собирать непростое двухтактное устройство. Для озвучивания небольшого помещения и получения идеальной звуковой картины, в полной мере хватит однотактного лампового усилителя.

К тому же его проще изготовить и настроить.

Принцип сборки ламповых усилителей

Существую определенные правила монтажа радиоэлектронных конструкций, в нашем случае — это ламповый усилитель мощности звука. Поэтому перед началом изготовления аппарата, желательно бы хорошенько изучить первостепенные принципы сборки таких систем.

Главным правилом при сборке конструкций на вакуумных радиолампах, является разводка соединительных проводников по максимально короткому пути. Наиболее эффективны методом считается воздержание от применения проводов в тех местах, где можно обойтись без них. Постоянные резисторы и конденсаторы необходимо устанавливать прямо на панельки ламп.

При этом, в качестве вспомогательных точек нужно применять специальные «лепестки». Такой способ сборки радиоэлектронного устройства именуется «навесной монтаж».

На практике, при создании ламповых усилителей печатные платы не применяются. Также, одно из правил гласит — избегайте прокладки проводников параллельно друг другу.

Однако такая, на первый взгляд беспорядочная разводка считается нормой и вполне оправдана. Во многих случаях, когда усилитель уже собран, в динамиках слышен фон низкой частоты, его обязательно нужно убирать.

Первостепенную задачу выполняет правильный выбор точки «земля». Есть два способа организовать заземление:

  • Соединение всех проводов идущих на «землю» в одну точку — называется «звездочка»
  • Установка по периметру платы энергоэффективной электротехнической медной шины, а к ней уже припаивать проводники.

Выверять место для точки заземления нужно путем эксперимента, прослушивая наличие фона.

Чтобы определить откуда исходит фон низкой частоты, нужно сделать так: Нужно методом последовательного эксперимента, начиная с двойного триода предварительного усилителя, закорачивать сетки ламп на «землю».

В случае заметного снижения фона, станет понятно, цепь именно какой лампы «фонит». А далее, также опытным путем нужно пытаться устранить эту проблему. Существуют вспомогательные методы, которые обязательны к применению:

Источник: https://usilitelstabo.ru/lampovyiy-usilitel-moshhnosti-zvuka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.